На фото, сделанном осенью 1944 г., Василий Иванович Дончук в окружении начиналась боевых товарищей из 108-й отдельной разведывательной эскадрильи — со штурманом старшим лейтенантом Николаем Абрамовым, старшим стрелком-радистом старшиной Василием Кожуховым и стрелком-радистом, старшим сержантом Афанасием Сергеевым и бортмехаником (слева в вернем ряду), имя которого, к сожалению, установить не удалось.
Фото сделано в период подготовки или проведения (7 — 29 октября 1944 г.) Петсамо-Киркенесской наступательной операции, которую называли «Десятый сталинский удар». Подготовка к ней требовала получения детальных данных о новой местности и оборонительных сооружениях фашистов на ней. А так же оперативных о перемещении вражеских войск и техники, особенно кораблей и транспортов, которыми подвозили резервы. Разведчикам приходилось много летать.
Добыть наиболее полные данные о Киркенесе, военно-морской базе немцев, просил лично генерал Иван Туркель, генерал-инспектор ВВС Красной Армии, принимавший участие в подготовке операции. 20 октября 1944 г. Дончук принял решение лично вылететь на выполнение задания — сфотографировать на норвежской территории в районе города Киркенес аэродром и вражеские коммуникации.
Однополчане вспоминали, что когда самолет гвардии майора Василия Дончука со штурманом старшим лейтенантом Николаем Абрамовым, старшим стрелком-радистом старшиной Василием Кожуховым и стрелком-радистом, старшим сержантом Афанасием Сергеевым был в воздухе, на аэродроме стало известно о том, командиру эскадрильи Дончуку присвоено высокое звание Героя Советского Союза. В эти часы весь личный состав находился на аэродроме Африканда. Никто не хотел уходить с летного поля. Все вслушивались, всматривались в небо, ожидая боевых друзей. Но встретить из этого последнего полета и поздравить командира с высокой наградой уже не довелось. В штабных документах тогда появилась запись о том, что 21.10.1944 г. экипаж не вернулся с боевого задания.
След Василия Дончука снова появился только в 2014 г., когда в Коми газета «Республика» напечатала статью Анны Николаевой, в которой говорится следующее: «… Один из исследователей „русского следа“ в новейшей истории Норвегии Мишель Стокке сообщил нам остававшиеся до самого последнего времени неизвестными подробности последнего полета экипажа В. Дончука. …Мишель Стокке со ссылкой на исследователя-соотечественника Руне Раутио сообщил, что самолет под командованием В. Дончука днем 21 октября 1944 года пролетел по маршруту Ивало — Инари — Карасйок — Лаксэльв — Киркенес. Анализируя советские и немецкие архивы и после встреч с несколькими свидетелями, Р. Раутио сделал вывод, что советский самолет был сбит в местечке Клуббуике (коммуна Несеб). Исследователь встречался с людьми, которые наблюдали, как горящий самолет рухнул во фьорд недалеко от берега. По всей видимости, сбитый „Бостон“ там остается и по сей день».
Фото сделано в период подготовки или проведения (7 — 29 октября 1944 г.) Петсамо-Киркенесской наступательной операции, которую называли «Десятый сталинский удар». Подготовка к ней требовала получения детальных данных о новой местности и оборонительных сооружениях фашистов на ней. А так же оперативных о перемещении вражеских войск и техники, особенно кораблей и транспортов, которыми подвозили резервы. Разведчикам приходилось много летать.
Добыть наиболее полные данные о Киркенесе, военно-морской базе немцев, просил лично генерал Иван Туркель, генерал-инспектор ВВС Красной Армии, принимавший участие в подготовке операции. 20 октября 1944 г. Дончук принял решение лично вылететь на выполнение задания — сфотографировать на норвежской территории в районе города Киркенес аэродром и вражеские коммуникации.
Однополчане вспоминали, что когда самолет гвардии майора Василия Дончука со штурманом старшим лейтенантом Николаем Абрамовым, старшим стрелком-радистом старшиной Василием Кожуховым и стрелком-радистом, старшим сержантом Афанасием Сергеевым был в воздухе, на аэродроме стало известно о том, командиру эскадрильи Дончуку присвоено высокое звание Героя Советского Союза. В эти часы весь личный состав находился на аэродроме Африканда. Никто не хотел уходить с летного поля. Все вслушивались, всматривались в небо, ожидая боевых друзей. Но встретить из этого последнего полета и поздравить командира с высокой наградой уже не довелось. В штабных документах тогда появилась запись о том, что 21.10.1944 г. экипаж не вернулся с боевого задания.
След Василия Дончука снова появился только в 2014 г., когда в Коми газета «Республика» напечатала статью Анны Николаевой, в которой говорится следующее: «… Один из исследователей „русского следа“ в новейшей истории Норвегии Мишель Стокке сообщил нам остававшиеся до самого последнего времени неизвестными подробности последнего полета экипажа В. Дончука. …Мишель Стокке со ссылкой на исследователя-соотечественника Руне Раутио сообщил, что самолет под командованием В. Дончука днем 21 октября 1944 года пролетел по маршруту Ивало — Инари — Карасйок — Лаксэльв — Киркенес. Анализируя советские и немецкие архивы и после встреч с несколькими свидетелями, Р. Раутио сделал вывод, что советский самолет был сбит в местечке Клуббуике (коммуна Несеб). Исследователь встречался с людьми, которые наблюдали, как горящий самолет рухнул во фьорд недалеко от берега. По всей видимости, сбитый „Бостон“ там остается и по сей день».