Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Художественное наследие древнего Сольвычегодска»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Двустворчатый складень

Время создания
конец XVI — начало XVII века
Место создания
Россия, город Сольвычегодск
Размер
9x15,5x0,7 см
Техника
кость, серебро, дерево, картон; резьба, басма, золочение
0
Открыть в приложении
#1

Двустворчатый складень «Василий Великий. Григорий Богослов. Иоанн Златоуст. Богоматерь Знамение» происходит из Благовещенского собора Сольвычегодска. Складень с костяными резными иконками в центре створок обложен золоченой басмой — металлическими листами с рельефным рисунком. Вверху каждой створки оставлены обронные надписи с наименованиями изображений.

На левой створке складня представлены стоящие в полный рост святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст с книгами в руках. Правая рука каждого сложена в благословляющем жесте.

Несмотря на некоторый схематизм изображений и упрощенный характер резьбы, были созданы выразительные образы святых отцов. Строгие силуэты их столпообразных фигур создают буквальную иллюстрацию к определению их как «столпов Церкви».

На правой створке выполнена излюбленная и особо почитаемая на Руси икона «Знамение». Истоки этой иконографии образа Богородицы восходят к ранним христианским изображениям Богоматери в виде «Оранты». Они стали популярны еще в катакомбном периоде христианского искусства.

На Руси изображения Богоматери в иконографическом изводе «Знамение» начали появляться в XII веке. Они получили особо широкое распространение в мелкой пластике — панагиях, складнях, наперсных иконах и крестах.

Богородица представлена с молитвенно воздетыми руками. На ее груди — изображение благословляющего Христа-младенца. Композиция отличается необыкновенно выразительным строем. Крылья Серафима и Херувима окружают нимб Богородицы, создается ощущение расходящихся от него концентрических кругов светоносной энергии.

Другие пары их крыльев, как арки перспективных порталов, опускаются на раскрытые ладони Богоматери. Ее руки устроены как опоры этого символического храма. Рисунок в основе рельефа отличается особой геометричностью, которая подчиняет пластику витальных форм логике кругов, вертикальных и горизонтальных осей. Лаконичность, декоративность, отказ от дробных деталей и повествовательности сюжетов придают обеим композициям особую архитектоничность, которая сопряжена с глубоким сакральным смыслом.
#2
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Двустворчатый складень

Время создания
конец XVI — начало XVII века
Место создания
Россия, город Сольвычегодск
Размер
9x15,5x0,7 см
Техника
кость, серебро, дерево, картон; резьба, басма, золочение
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%