Веер со страусиными перьями принадлежал супруге Петра Семенова-Тян-Шанского — Елизавете Андреевне. Начиная с 1870-х годов ученый занимал высокие посты в государственной иерархии (возглавлял перепись населения России, был председателем статистического совета, сенатором и членом Академии наук) и часто получал приглашения явиться ко двору вместе со своей супругой. Правнучка Семенова-Тян-Шанского Надежда Королькова, которая передала веер в собрание музея, заметила: «Этот веер видел трех русских императоров — Александра II, Александра III и Николая II». Теперь он находится в постоянной экспозиции и служит яркой иллюстрацией рассказа об истории семьи Семеновых-Тян-Шанских.
Такого рода веера были известны на Востоке с глубокой древности: первые сведения о подобных изделиях в Китае относятся к VIII веку до нашей эры. Тогда они изготавливались из пальмовых и лотосовых листьев. Вскоре уже японские мастера изобрели складной веер из деревянных строганых дощечек, которые складывались в гармошку. Впервые такие веера упоминаются в 988 году.
В Европе веера появились в середине XVI века, когда были основаны первые Ост-индские компании — торговые общества колониальной эпохи. Корабли привозили изделия из далеких стран, которые казались европейцам очень экзотическими. В эпоху барокко веер стал настоящим предметом роскоши. Материалы, которые использовались для их изготовления, были доступны не всем. В основном это были шелк, кожа, пергамент или плотная бумага.
Со временем веер из опахала превратился в настоящее орудие флирта. Возник даже особый язык, который позволял женщине вести разговор с возлюбленным, не прибегая к словам. Он имел много вариаций, меняющихся в зависимости от города и общественного круга. Как правило, решить судьбу влюбленного кавалера мог самый простой жест — например, веер перекладывался из одной руки в другую, раскрывался (в случае положительного ответа) или закрывался (отказ). Правда, в XIX столетии веер утратил свое значение, став рядовым дамским аксессуаром.
В этот период наметилась новая тенденция в оформлении изделий: веера заказывали к определенным нарядам. Существовали также веера-программки, которые выдавались дамам при входе в театр, веера-меню и веера-пригласительные билеты. Именно в XIX веке изделия стали изготавливать не только из традиционных материалов, но и, например, из страусиных перьев.
Именно такой веер находится в коллекции музея-усадьбы. Он изготовлен из костяных накладок и перьев. Оформлено изделие в строгих цветах — черном и белом. Такой веер подходил к бархатному черному платью, которое дамы света одевали на официальные мероприятия: балы, царские приемы, званые вечера.
Такого рода веера были известны на Востоке с глубокой древности: первые сведения о подобных изделиях в Китае относятся к VIII веку до нашей эры. Тогда они изготавливались из пальмовых и лотосовых листьев. Вскоре уже японские мастера изобрели складной веер из деревянных строганых дощечек, которые складывались в гармошку. Впервые такие веера упоминаются в 988 году.
В Европе веера появились в середине XVI века, когда были основаны первые Ост-индские компании — торговые общества колониальной эпохи. Корабли привозили изделия из далеких стран, которые казались европейцам очень экзотическими. В эпоху барокко веер стал настоящим предметом роскоши. Материалы, которые использовались для их изготовления, были доступны не всем. В основном это были шелк, кожа, пергамент или плотная бумага.
Со временем веер из опахала превратился в настоящее орудие флирта. Возник даже особый язык, который позволял женщине вести разговор с возлюбленным, не прибегая к словам. Он имел много вариаций, меняющихся в зависимости от города и общественного круга. Как правило, решить судьбу влюбленного кавалера мог самый простой жест — например, веер перекладывался из одной руки в другую, раскрывался (в случае положительного ответа) или закрывался (отказ). Правда, в XIX столетии веер утратил свое значение, став рядовым дамским аксессуаром.
В этот период наметилась новая тенденция в оформлении изделий: веера заказывали к определенным нарядам. Существовали также веера-программки, которые выдавались дамам при входе в театр, веера-меню и веера-пригласительные билеты. Именно в XIX веке изделия стали изготавливать не только из традиционных материалов, но и, например, из страусиных перьев.
Именно такой веер находится в коллекции музея-усадьбы. Он изготовлен из костяных накладок и перьев. Оформлено изделие в строгих цветах — черном и белом. Такой веер подходил к бархатному черному платью, которое дамы света одевали на официальные мероприятия: балы, царские приемы, званые вечера.