Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Искусство реставрации. Веера»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Веер «Влюбленный пастух»

Время создания
1770–1780-е годы
Место создания
Франция
Размер
высота гарды — 27,5 см; ширина экрана — 50 см
Техника
перламутр, металл, фольга, бумага, пергамент, гуашь, твореное золото; резьба, тиснение, серебрение, золочение, роспись
3
Открыть в приложении
#1
Веер «Влюбленный пастух»
#9
Веер поступил в Московский музей-усадьбу Останкино в 1958 году в дар от знаменитого коллекционера и мецената Федора Вишневского. В последующие годы собрание вееров музея активно пополнялось благодаря главному хранителю, ученому-собирателю Александру Червякову. Сегодня музейная коллекция вееров насчитывает более 450 предметов и является третьей по величине в России.
#10
Главный хранитель А. Ф. Червяков. 1986
#11
Веер относится к типу plié — веера с жестким станком и складным экраном. Экран выполнен из двух слоев бумаги, между которыми вклеены деревянные спицы — верхние части пластин станка.
#12
Строение складного веера plié
#13
В центральной части лицевой стороны экрана помещена сцена свидания молодой пары, за которым наблюдает спрятавшийся в кустах ребенок. Эта композиция восходит к оригиналу Франсуа Буше (1703-1770) — десюдепорту «Влюбленный пастух» из Отеля Субиз в Париже.
#14
Франсуа Буше. Влюбленный пастух. 1738. Отель Субиз, Париж, Франция и фрагмент лицевой стороны экрана веера
#2
В боковых клеймах помещены так называемые трофеи Амура — символические композиции из музыкальных инструментов, нот, колчанов со стрелами и голубей. 
#15
Фрагменты лицевой стороны экрана веера
#16
На оборотной стороне экрана изображены цветочные мотивы.
#17
Фрагмент оборотной стороны экрана веера
#18
На перламутровых пластинах станка веера помещено изображение Венеры и Купидона, выполненное в технике гравировки и золочения орнаментальной фольгой.
#19
Фрагмент лицевой стороны станка веера
#3

Состояние сохранности

#4
Веер поступил в руинированном состоянии: большая часть пластин станка была разбита, часть фрагментов утрачена. 
#20
Вид веера до реставрации
#21
Веер ранее был неоднократно реставрирован: на обеих сторонах экрана были видны грубые бумажные заклейки.
#22
Фрагменты лицевой и оборотной сторон экрана до реставрации
#23
Обе гарды веера были разбиты, а затем сдублированы на металлические пластины и укреплены металлическими гвоздиками.
#24
Фрагмент лицевой гарды веера до реставрации
#25
Были зафиксированы утраты, отставание от основы и потемнение орнаментальной фольги. Пластины станка были загрязнены.
#26
Фрагмент станка веера до реставрации
#27
Деревянная спица одной из пластин в месте плеча веера пришита нитками к экрану. Края экрана обветшали, были видны многочисленные разрывы бумаги и потертости, общие загрязнения, пятна клея и следы коррозии.
#28
Фрагмент оборотной стороны экрана веера до реставрации
#5

Реставрация

#6
В ходе предреставрационных исследований было установлено, что лицевая сторона экрана выполнена из пергамента, а оборотная — из бумаги. 

Выполнен демонтаж соединительного штифта, после чего были предварительно подобраны разбитые фрагменты.
#29
Лицевая сторона веера в процессе реставрации
#30
Орнаментальная фольга была укреплена. Реставраторы удалили загрязнения и следы клея с перламутровых пластин, следы коррозии металла и поздние реставрационные мастиковки с оборотной стороны гард веера.
#39
Гарды веера в процессе реставрации
#33
После демонтажа металлических накладок на оборотной гарде веера открылась процарапанная надпись Rever, которая, скорее всего, являлась служебной пометкой и могла обозначать «оборот» (фр. revers).
#34
Фрагмент оборотной гарды веера в процессе реставрации
#31
Пластины станка веера и гарды были сдублированы на костяные подложки, утраты на первой пластине восполнены перламутром.

Вследствие дублировки пластин увеличилась их толщина, поэтому возникла необходимость в изготовлении нового соединительного штифта большей длины.
#32
Лицевая и оборотная стороны станка веера в процессе реставрации
#35
С экрана веера были удалены старые бумажные заклейки и нитки, проведено укрепление красочного слоя. Утраты основы экрана восполнены, разрывы склеены и укреплены.
#36
Фрагмент лицевой стороны экрана до и после реставрации
#37
Восполненные фрагменты экрана и потертости были тонированы. Проведен монтаж всех частей веера.
#8
Вид веера после реставрации
#40
читать дальшескрыть

Веер «Влюбленный пастух»

Время создания
1770–1780-е годы
Место создания
Франция
Размер
высота гарды — 27,5 см; ширина экрана — 50 см
Техника
перламутр, металл, фольга, бумага, пергамент, гуашь, твореное золото; резьба, тиснение, серебрение, золочение, роспись
3
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%