Веер поступил в Московский музей-усадьбу Останкино в 1958 году в дар от знаменитого коллекционера и мецената Федора Вишневского. В последующие годы собрание вееров музея активно пополнялось благодаря главному хранителю, ученому-собирателю Александру Червякову. Сегодня музейная коллекция вееров насчитывает более 450 предметов и является третьей по величине в России.
1 / 3
Веер «Влюбленный пастух»
Время создания
1770–1780-е годы
Место создания
Франция
Размер
высота гарды — 27,5 см; ширина экрана — 50 см
Техника
перламутр, металл, фольга, бумага, пергамент, гуашь, твореное золото; резьба, тиснение, серебрение, золочение, роспись
Коллекция
Выставка
3
Открыть в приложении#1

Веер «Влюбленный пастух»
#9
#10
Главный хранитель А. Ф. Червяков. 1986
#11
Веер относится к типу plié — веера с жестким станком и складным экраном. Экран выполнен из двух слоев бумаги, между которыми вклеены деревянные спицы — верхние части пластин станка.
#12

Строение складного веера plié
#13
В центральной части лицевой стороны экрана помещена сцена свидания молодой пары, за которым наблюдает спрятавшийся в кустах ребенок. Эта композиция восходит к оригиналу Франсуа Буше (1703-1770) — десюдепорту «Влюбленный пастух» из Отеля Субиз в Париже.
#14
Франсуа Буше. Влюбленный пастух. 1738. Отель Субиз, Париж, Франция и фрагмент лицевой стороны экрана веера
#2
В боковых клеймах помещены так называемые трофеи Амура — символические композиции из музыкальных инструментов, нот, колчанов со стрелами и голубей.
#15
Фрагменты лицевой стороны экрана веера
#16
На оборотной стороне экрана изображены цветочные мотивы.
#17

Фрагмент оборотной стороны экрана веера
#18
На перламутровых пластинах станка веера помещено изображение Венеры и Купидона, выполненное в технике гравировки и золочения орнаментальной фольгой.
#19

Фрагмент лицевой стороны станка веера
#3
Состояние сохранности
#4
Веер поступил в руинированном состоянии: большая часть пластин станка была разбита, часть фрагментов утрачена.
#20
Вид веера до реставрации
#21
Веер ранее был неоднократно реставрирован: на обеих сторонах экрана были видны грубые бумажные заклейки.
#22
Фрагменты лицевой и оборотной сторон экрана до реставрации
#23
Обе гарды веера были разбиты, а затем сдублированы на металлические пластины и укреплены металлическими гвоздиками.
#24

Фрагмент лицевой гарды веера до реставрации
#25
Были зафиксированы утраты, отставание от основы и потемнение орнаментальной фольги. Пластины станка были загрязнены.
#26

Фрагмент станка веера до реставрации
#27
Деревянная спица одной из пластин в месте плеча веера пришита нитками к экрану. Края экрана обветшали, были видны многочисленные разрывы бумаги и потертости, общие загрязнения, пятна клея и следы коррозии.
#28

Фрагмент оборотной стороны экрана веера до реставрации
#5
Реставрация
#6
В ходе предреставрационных исследований было установлено, что лицевая сторона экрана выполнена из пергамента, а оборотная — из бумаги.
Выполнен демонтаж соединительного штифта, после чего были предварительно подобраны разбитые фрагменты.
Выполнен демонтаж соединительного штифта, после чего были предварительно подобраны разбитые фрагменты.
#29

Лицевая сторона веера в процессе реставрации
#30
Орнаментальная фольга была укреплена. Реставраторы удалили загрязнения и следы клея с перламутровых пластин, следы коррозии металла и поздние реставрационные мастиковки с оборотной стороны гард веера.
#39
Гарды веера в процессе реставрации
#33
После демонтажа металлических накладок на оборотной гарде веера открылась процарапанная надпись Rever, которая, скорее всего, являлась служебной пометкой и могла обозначать «оборот» (фр. revers).
#34

Фрагмент оборотной гарды веера в процессе реставрации
#31
Пластины станка веера и гарды были сдублированы на костяные подложки, утраты на первой пластине восполнены перламутром.
Вследствие дублировки пластин увеличилась их толщина, поэтому возникла необходимость в изготовлении нового соединительного штифта большей длины.
Вследствие дублировки пластин увеличилась их толщина, поэтому возникла необходимость в изготовлении нового соединительного штифта большей длины.
#32
Лицевая и оборотная стороны станка веера в процессе реставрации
#35
С экрана веера были удалены старые бумажные заклейки и нитки, проведено укрепление красочного слоя. Утраты основы экрана восполнены, разрывы склеены и укреплены.
#36
Фрагмент лицевой стороны экрана до и после реставрации
#37
Восполненные фрагменты экрана и потертости были тонированы. Проведен монтаж всех частей веера.
#8
Вид веера после реставрации
#40
François Boucher. Le Pasteur galant, 1738. Hôtel de Soubise. Wikimedia Commons/Velvet
читать дальшескрыть
Веер «Влюбленный пастух»
Время создания
1770–1780-е годы
Место создания
Франция
Размер
высота гарды — 27,5 см; ширина экрана — 50 см
Техника
перламутр, металл, фольга, бумага, пергамент, гуашь, твореное золото; резьба, тиснение, серебрение, золочение, роспись
Коллекция
Выставка
3

Открыть в приложении
Поделиться