Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Мытищи. 1861–1917 годы»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве
#3

Веер «Pliant»

#4
#2
Складной веер «Pliant» поступил в Мытищинский историко-художественный музей благодаря жительнице города Мытищи Наталии Павловой. Веер перешел ей в наследство от бабушки Ольги Павловой. В древних странах Индии и Китая веер считался атрибутом королевского положения. Представленный на выставке предмет аристократического происхождения был создан в России в XIX веке. Он выполнен из кости, инкрустированной под серебро и позолоту. Используемая кость крепче обычных материалов, таких как дерево и перламутр. Он украшен страусиными перьями, также он сделан из металла и бумаги.

Складной веер состоит из нескольких палочек — восемнадцати костяных пластин. Крайние, утолщённые пластины называются гарды. Пластины декорированы растительным и геометрическим орнаментом и скреплены в головке специальной металлической заклёпкой — штифтом с кольцом. Гарды и пластины составляют остов предмета, то есть его жёсткую часть.

Другая часть экспоната, на которой расположены страусиные перья, называется экраном веера. В зависимости от того, как сделан экран, различают веера с жесткими экранами ­– то есть такие веера, где широкие пластины сами и представляют собой экран. Мягкие экраны изготавливают из бумаги или материи. Веера со складными перьевыми экранами имеют особое французское название «Pliant», в переводе именуемое как «складной».

Несмотря на то что в XIX столетии «язык веера» утратил своё значение, элегантный предмет по-прежнему считался любимым дамским аксессуаром. Именно в XIX веке веера стали изготавливаться не только из традиционных материалов, но и из страусовых перьев для экранов. Это привело к значительному сокращению популяции страусов. На карикатурах второй половины XIX века можно увидеть такие зарисовки: модная дама догоняет стаю перепуганных страусов. Изменились и сюжеты. Пасторальные и галантные сценки уступили место историческим сюжетам. Часто изображались птицы и животные, античные мотивы, особенно в эпоху ампира, а также активно использовался стилизованный растительный и геометрический орнамент. И, разумеется, веер по-прежнему являлся орудием дамского кокетства.
#5
Дата создания: XIX век
Техника: кость, страусиные перья, металл, бумага, резьба и гравировка
Место создания: Россия
Размеры: 33 см
Коллекция: ТКК
Реставраторы: Л. В. Гетьман
#6

Мыльница

#7
#8
Мыльница была произведена в конце XIX века на Московской фабрике «Товарищество производства фарфоровых, фаянсовых и майоликовых изделий М.С. Кузнецова». Производство являлось одним из крупнейших фарфорово-фаянсовых предприятий Российской империи конца XIX — начала XX веков и просуществовало до 1917 года.

Предприятие было основано в 1887 году российским промышленником и предпринимателем из рода Кузнецовых ­– Матвеем Сидоровичем Кузнецовым. Род Кузнецовых издавна был связан с фарфором: представители династии основали в начале XIX века фарфоровое производство в районе Гжели. Изделия Товарищества славились хорошим качеством, в изготовление продукции внедряли новые технологии, использовали паровые машины. Изделия украшали печатными рисунками: трафаретами, деколью — при этой технологии изображение переносится на керамику с бумажной основы.

Фабрика стремилась сделать свою продукцию общедоступной, на любой уровень достатка. Крестьянам предназначался товар дешевый, неброский, горожане скупали сервизы средней цены, но по росписи похожие на дорогие «дворянские». Для создания изделий на фабрике использовали специальную обработку массы, это был секрет фирмы. Глину на протяжении целого года держали в подвалах, где она проходила «летование», то есть под атмосферным воздействием обретала пластичность.

Материалами для создания мыльницы послужил фарфор, с применением декорированной росписи и техники глазури, которая позволяет придать «блестящую поверхность» предмету. Отдельное внимание при создании мыльницы было уделено изображению государственного герба Российской империи, как знаку особенного почета и уважения мануфактуры, а также надписи: «Мыло и крем Малакодермъ. Товарищество Брокаръ и Ко». Французский парфюмер Генрих Брокар основал товарищество парфюмерного производства в Москве. Брокар стал известен как производитель бюджетного мыла для простого народа.

Элегантная форма представленной в экспозиции мыльницы повторяет силуэт лилии. «Классический» белый цвет и фирменная надпись производства выполнены в единой колористической гамме. В изделии прослеживаются первые черты современного минималистического стиля, проявления которого свойственны концу ХIX ­– началу ХХ века.
#9
Размеры: высота –7,5 см; димаетр -13,5 см
Техника: фаянс, глазурь, роспись
Дата создания: конец XIX века
Место создания: Россия
Коллекция: СКФ
№ Госкаталога: 1970507
#10
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%