Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Искусство реставрации. Веера»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Веер «Общество в парке»

Время создания
середина XIX века
Место создания
Франция
Размер
высота гарды — 27 см; ширина экрана — 51 см
Техника
перламутр, фольга, металл, бумага, пергамент, гуашь, твореное золото; резьба, тиснение, роспись
3
Открыть в приложении
#1
Веер «Общество в парке»
#9
Веер поступил в Московский музей-усадьбу Останкино в 1958 году в дар от знаменитого коллекционера и мецената Федора Вишневского. В последующие годы собрание вееров музея активно пополнялось благодаря главному хранителю, ученому-собирателю Александру Червякову. Сегодня музейная коллекция вееров насчитывает более 450 предметов и является третьей по величине в России.
#10
Главный хранитель А. Ф. Червяков. 1986
#11
Веер «Общество в парке» относится к типу plié — веера с жестким станком и складным экраном. Экран выполнен из тонких листов пергамента и бумаги, между которыми вклеены деревянные спицы — верхние части пластин станка.
#12
Строение складного веера plié
#13
На экране веера изображена галантная сцена в парке, обрамленная рокайльным орнаментом и вазонами, на обороте в центральной части — пейзаж с архитектурной фантазией и орнамент, написанный золотом.
#14
Фрагмент оборотной стороны экрана веера
#2
Веер стилизован под образцы декоративно-прикладного искусства эпохи рококо, что было весьма типично для середины XIX века. Изображенные на лицевой стороне экрана персонажи одеты в костюмы XVIII века, однако автор росписи скомпилировал моду разных десятилетий. Острые мыски лифов на платьях дам слева и справа относятся к 1740-м годам, в то время как скругленные фалды камзола кавалера справа — к 1770-м.
#15
Фрагменты лицевой стороны экрана веера и «Девочка с попугаем» Алана Рамзи. 1744. Хантингтонская библиотека. Сан Марино, Калифорния
#3

Состояние сохранности

#17
Веер поступил на реставрацию в руинированном состоянии: одна из пластин была утрачена, обе гарды веера и двенадцать пластин разбиты. На перламутре были видны потертости, утраты и следы окисления орнаментальной фольги. Монтировочный штифт утрачен.
#4
Вид веера до реставрации
#16
Веер был ранее реставрирован: гарды склеены в верхних частях и укреплены перламутровыми накладками, лицевая гарда сломалась повторно. Две пластины, сломанные в месте соединения с экраном, были восполнены перламутровыми вставками.
#19
Лицевая гарда и фрагмент экрана до реставрации
#18
В ходе предреставрационных исследований выяснилось, что материал, которым восполнены утраты орнаментальной фольги на пластинах — не бронзовая краска, как предполагалось ранее, а поталь. Этот материал был наложен неаккуратно, с заходом на авторскую фольгу и рисунок гравировки, и впоследствии сморщился. 
#20
#5
В процессе реставрации выяснилось, что лицевая сторона экрана выполнена из бумаги, а оборотная — из пергамента. Экран веера был загрязнен и покрыт бурыми пятнами. Наблюдались многочисленные утраты основы по нижнему краю в местах крепления пластин станка и оборотной гарды, множество мелких разрывов по сгибам по верхнему краю.
#21
Фрагмент лицевой стороны экрана веера до реставрации
#6

Реставрация

#22
Проведен демонтаж град и пяти пластин веера от экрана, а затем — демонтаж деревянных спиц от пластин. Прежде всего реставраторам нужно было выявить все утраты, для этого пластины станка и сохранившиеся фрагменты были последовательно разложены на плоскости.
#23
Станок веера в процессе реставрации
#24
Орнаментальная фольга на пластинах распрямлена и укреплена клеевым раствором. С гард были удалены под микроскопом различные загрязнения, мастиковочные массы, воск, пятна краски и потали. Выполнена очистка перламутровой поверхности пластин и орнаментальной фольги.
#25
Гарда веера в процессе очистки
#26
Сломанные и не имеющие утрат пластины были склеены. Разбитые пластины станка веера сдублированы на подложки из прозрачного пластика, которым придана матовость при помощи наждачной бумаги. Значительные утраты авторских пластин и пятая пластина целиком восполнены из перламутра, совпадающего по цвету с авторским. Гарды веера склеены встык и сдублированы на тонкие пластины мамонтовой кости. Изготовлен новый монтировочный латунный штифт и перламутровые головки штифта.
#27
Лицевая и оборотная стороны станка веера в процессе реставрации
#28
Реставраторы укрепили золотую краску на росписи экрана, затем удалили загрязнения с лицевой и оборотной сторон экрана. В местах, требующих подклейки, проведено расслоение двух частей экрана. Утраты бумажной основы и кантика по верхнему краю восполнены реставрационной бумагой, подобранной по толщине, цвету и фактуре.
#29
Фрагмент лицевой стороны экрана веера до и в процессе реставрации
#30
Восполненные утраты основы, подклеенные разрывы и потертости красочного слоя покрыты тонировками. Проведен монтаж всех частей веера.
#7
Вид веера после реставрации
#31
читать дальшескрыть

Веер «Общество в парке»

Время создания
середина XIX века
Место создания
Франция
Размер
высота гарды — 27 см; ширина экрана — 51 см
Техника
перламутр, фольга, металл, бумага, пергамент, гуашь, твореное золото; резьба, тиснение, роспись
3
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%