Веер поступил в Московский музей-усадьбу Останкино в 1958 году в дар от знаменитого коллекционера и мецената Федора Вишневского. В последующие годы собрание вееров музея активно пополнялось благодаря главному хранителю, ученому-собирателю Александру Червякову. Сегодня музейная коллекция вееров насчитывает более 450 предметов и является третьей по величине в России.
1 / 3
Веер «Общество в парке»
Время создания
середина XIX века
Место создания
Франция
Размер
высота гарды — 27 см; ширина экрана — 51 см
Техника
перламутр, фольга, металл, бумага, пергамент, гуашь, твореное золото; резьба, тиснение, роспись
Коллекция
Выставка
3
Открыть в приложении#1

Веер «Общество в парке»
#9
#10
Главный хранитель А. Ф. Червяков. 1986
#11
Веер «Общество в парке» относится к типу plié — веера с жестким станком и складным экраном. Экран выполнен из тонких листов пергамента и бумаги, между которыми вклеены деревянные спицы — верхние части пластин станка.
#12

Строение складного веера plié
#13
На экране веера изображена галантная сцена в парке, обрамленная рокайльным орнаментом и вазонами, на обороте в центральной части — пейзаж с архитектурной фантазией и орнамент, написанный золотом.
#14

Фрагмент оборотной стороны экрана веера
#2
Веер стилизован под образцы декоративно-прикладного искусства эпохи рококо, что было весьма типично для середины XIX века. Изображенные на лицевой стороне экрана персонажи одеты в костюмы XVIII века, однако автор росписи скомпилировал моду разных десятилетий. Острые мыски лифов на платьях дам слева и справа относятся к 1740-м годам, в то время как скругленные фалды камзола кавалера справа — к 1770-м.
#15
Фрагменты лицевой стороны экрана веера и «Девочка с попугаем» Алана Рамзи. 1744. Хантингтонская библиотека. Сан Марино, Калифорния
#3
Состояние сохранности
#17
Веер поступил на реставрацию в руинированном состоянии: одна из пластин была утрачена, обе гарды веера и двенадцать пластин разбиты. На перламутре были видны потертости, утраты и следы окисления орнаментальной фольги. Монтировочный штифт утрачен.
#4
Вид веера до реставрации
#16
Веер был ранее реставрирован: гарды склеены в верхних частях и укреплены перламутровыми накладками, лицевая гарда сломалась повторно. Две пластины, сломанные в месте соединения с экраном, были восполнены перламутровыми вставками.
#19

Лицевая гарда и фрагмент экрана до реставрации
#18
В ходе предреставрационных исследований выяснилось, что материал, которым восполнены утраты орнаментальной фольги на пластинах — не бронзовая краска, как предполагалось ранее, а поталь. Этот материал был наложен неаккуратно, с заходом на авторскую фольгу и рисунок гравировки, и впоследствии сморщился.
#20

#5
В процессе реставрации выяснилось, что лицевая сторона экрана выполнена из бумаги, а оборотная — из пергамента. Экран веера был загрязнен и покрыт бурыми пятнами. Наблюдались многочисленные утраты основы по нижнему краю в местах крепления пластин станка и оборотной гарды, множество мелких разрывов по сгибам по верхнему краю.
#21

Фрагмент лицевой стороны экрана веера до реставрации
#6
Реставрация
#22
Проведен демонтаж град и пяти пластин веера от экрана, а затем — демонтаж деревянных спиц от пластин. Прежде всего реставраторам нужно было выявить все утраты, для этого пластины станка и сохранившиеся фрагменты были последовательно разложены на плоскости.
#23

Станок веера в процессе реставрации
#24
Орнаментальная фольга на пластинах распрямлена и укреплена клеевым раствором. С гард были удалены под микроскопом различные загрязнения, мастиковочные массы, воск, пятна краски и потали. Выполнена очистка перламутровой поверхности пластин и орнаментальной фольги.
#25

Гарда веера в процессе очистки
#26
Сломанные и не имеющие утрат пластины были склеены. Разбитые пластины станка веера сдублированы на подложки из прозрачного пластика, которым придана матовость при помощи наждачной бумаги. Значительные утраты авторских пластин и пятая пластина целиком восполнены из перламутра, совпадающего по цвету с авторским. Гарды веера склеены встык и сдублированы на тонкие пластины мамонтовой кости. Изготовлен новый монтировочный латунный штифт и перламутровые головки штифта.
#27
Лицевая и оборотная стороны станка веера в процессе реставрации
#28
Реставраторы укрепили золотую краску на росписи экрана, затем удалили загрязнения с лицевой и оборотной сторон экрана. В местах, требующих подклейки, проведено расслоение двух частей экрана. Утраты бумажной основы и кантика по верхнему краю восполнены реставрационной бумагой, подобранной по толщине, цвету и фактуре.
#29
Фрагмент лицевой стороны экрана веера до и в процессе реставрации
#30
Восполненные утраты основы, подклеенные разрывы и потертости красочного слоя покрыты тонировками. Проведен монтаж всех частей веера.
#7
Вид веера после реставрации
#31
Girl with a Parrot. Allan Ramsay II, 1744. © The Huntington Library, Art Collections, and Botanical Gardens
читать дальшескрыть
Веер «Общество в парке»
Время создания
середина XIX века
Место создания
Франция
Размер
высота гарды — 27 см; ширина экрана — 51 см
Техника
перламутр, фольга, металл, бумага, пергамент, гуашь, твореное золото; резьба, тиснение, роспись
Коллекция
Выставка
3

Открыть в приложении
Поделиться