Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Искусство реставрации. Веера»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Веер «Птичья клетка»

Время создания
1780–1790-е годы
Место создания
Германия
Размер
высота гарды — 23,7 см; ширина экрана — 45 см
Техника
перламутр, металл, фольга, бумага, гуашь; резьба, серебрение, золочение, роспись
4
Открыть в приложении
#1
Веер «Птичья клетка»
#9
Веер поступил в коллекцию Московского музея-усадьбы Останкино в 1979 году. В то время собрание вееров музея активно пополнялось благодаря главному хранителю, ученому-собирателю Александру Червякову. Музейная коллекция вееров насчитывает более 450 предметов и является третьей по величине в России.
#10
Главный хранитель А. Ф. Червяков. 1986
#11
Веер относится к типу plié — веера с жестким станком и складным экраном. Экран выполнен из двух слоев бумаги, между которыми вклеены деревянные спицы — верхние части пластин станка.
#12
Строение складного веера plié
#13
Станок веера сделан из перламутра и украшен серебрением и золочением.
#14
Лицевая сторона станка веера
#15
На лицевой стороне экрана веера помещены три галантные сцены в клеймах, фон заштрихован серебряной краской и украшен цветочным орнаментом.
#16
Фрагменты лицевой стороны станка веера
#17
На оборотной стороне экрана написан в эскизной манере пейзаж в сине-голубых тонах.
#18
Фрагмент оборотной стороны экрана веера
#19
В декорации веера неоднократно повторяется мотив птичьей клетки. Центральная сцена лицевой стороны экрана изображает преподнесение клетки даме. На лицевой гарде, декорированной в технике сквозной резьбы, серебрения и золочения, изображен молодой человек, помещающий птицу в такую же клетку прямоугольной формы, на оборотной гарде молодой человек держит раскрытую клетку в руках.
#20
Фрагмент лицевой стороны экрана и гарды веера
#2
Изображение птичьей клетки в разных вариациях часто появляется в работах художников XVIII века, например на картине «Ловцы Птиц» Франсуа Буше 1748 года из собрания музея Гетти в Лос-Анджелесе. Клетка пустая или с птицей внутри в эпоху рококо использовалась в качестве метафоры, обозначающей разные стадии отношений между мужчиной и женщиной.
#21
Франсуа Буше. Ловцы птиц. 1748. Музей Гетти. Лос-Анджелес. Фрагмент
#3

Состояние сохранности

#22
Веер поступил загрязненным и с многочисленными следами предыдущей реставрации: длина всех пластин станка была уменьшена у головки веера, монтировочный штифт заменен, декор на первой пластине отличается от остальных.
#23
Вид веера до реставрации
#24
Лицевая гарда была сломана и склеена со смещением, оборотная гарда также сломана с утратами орнамента, ее верхняя часть отклеилась от экрана. 
#25
Фрагменты лицевой и оборотной гард до реставрации
#26
Четыре пластины станка были сломаны, одна из них подклеена полоской бумаги с оборота.

Наблюдались потертости, отставания, загрязнения, потемнения, следы клея и бронзовой краски на орнаментальной фольге, ее значительные участки были утрачены.
#27
Фрагмент оборотной стороны станка веера до реставрации
#28
Экран веера также подвергался реставрации: разрывы были подклеены и затонированы.
#29
Фрагмент оборотной стороны экрана до реставрации
#4
Были отчетливо видны разрывы и незначительные утраты бумажного канта, множество разрывов по верхнему и нижнему краям экрана. Была зафиксирована незначительная деформация бумаги, потертости красочного слоя в местах разрывов и сгибов основы. 
#30
Фрагмент оборотной стороны экрана до реставрации
#5

Реставрация

#31
Проведен демонтаж соединительного штифта. Отстающие от пластин фрагменты фольги были распрямлены и подклеены на прежние места под микроскопом. Реставратор отделил гарды и две сломанные пластины от экрана.
#34
Гарды и пластины станка веера после реставрации
#33
Перламутровые пластины были очищены от загрязнений, следов клея и бронзовой краски; проведена расклейка старой дублировки на лицевой гарде, удалены следы клея.

Сломанные пластины и гарды были сдублированы на подложки из мамонтовой кости. Утраты резьбы на гардах восполнены мастиковочными массами.
#35
Лицевая гарда веера после реставрации
#36
Роспись на экране была выполнена водорастворимыми красками, поэтому реставраторы очистили экран методом «всухую». После проб на удаление старых бумажных заклеек было принято решение удалять только те, под которыми сохранилась авторская бумага. Реставраторы оставили большую часть заклеек на местах чтобы избежать повреждений экрана.
#37
Фрагмент лицевой стороны экрана в процессе и после реставрации
#6
Разрывы бумаги укреплялись с частичным расслоением двух половин экрана. Небольшие утраты основы и золотого канта были восполнены. Все восполнения, склеенные разрывы и потертости красочного слоя тонированы. Проведен монтаж всех частей веера с использованием нового латунного соединительного штифта.
#8
Вид веера после реставрации
#38
читать дальшескрыть

Веер «Птичья клетка»

Время создания
1780–1790-е годы
Место создания
Германия
Размер
высота гарды — 23,7 см; ширина экрана — 45 см
Техника
перламутр, металл, фольга, бумага, гуашь; резьба, серебрение, золочение, роспись
4
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%