Мотив половодья — один из главных в творчестве живописца Якова Яковлевича Вебера. Любование природой во время весенних разливов отражается в большом полотне художника, где Вебер пытается запечатлеть красоту весеннего пробуждения природы через игру света и тени, передачу световоздушной среды и глубокой перспективы, через оттенки зеленого, желтого, синего. На полотне изображен полдень. Ветер стих, небо подернуто легкими лиловыми облаками, верхушки деревьев освещены солнцем, вода ярким пятном занимает средний план холста. Весь цветовой строй картины объединен изумрудом зелени, лазуритом водной глади и ландшафта вдали. Это цветовое единство притягивает взор, трава и одинокая лодка на первом плане дополняют картину торжества природы.
Яков Вебер как ученик Константина Коровина и Константина Савицкого продолжил развивать традиции русской реалистической пейзажной живописи. В своем творчестве Вебер стремился выразить чувства, рожденные у него под впечатлением от красоты неповторимой русской реки Волги, служившей для живописца главным источником вдохновения. Вебер писал не вообще природу, а именно природу своей малой родины, отмечая ее особенную неброскую красоту.
Картина «Весенний разлив» имела значительные утраты красочного слоя
и грунта. В 2013 году Энгельсский краеведческий музей
в сотрудничестве с Международным союзом немецкой культуры при
поддержке посольства Германии в Российской Федерации организовал
выставочный проект «Искусство Якова Яковлевича Вебера». Выставка прошла в
стенах Центрального дома художника в Москве. На вернисаже вниманию
зрителей было представлено 30 живописных работ мастера из художественного
собрания музея. Четыре работы были представлены в обновленном виде — после
проведения реставрационных работ, которые прошли накануне в Центральном
музее Великой Отечественной войны. Среди них и «Весенний разлив. Эскиз»
1927 года. Благодаря реставрации 2013 года картина теперь занимает одно
из центральных мест в экспозиции Энгельсского краеведческого музея.