Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Картинная галерея А.И. Курнакова»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Весна. Академическая дача, Опята

Время создания
1967, 1987
Место создания
Орёл
Размер
55,5х66 см, 66,5х95 см
0
Открыть в приложении
#6
Андрей Ильич Курнаков
Весна. Академическая дача, Опята
#1
Андрей Ильич Курнаков
Весна. Академическая дача. 1967
#3
Название работы отсылает нас к истории создания и становления «Академической дачи» — так называемого «Русского Барбизона». Это было место, полное тишины и умиротворения, где человек мог отвлечься от повседневной и изнуряющей суеты, отрешиться от временного и подумать о вечном.

Художники разных живописных школ выступали за реалистический пейзаж своей родины с повседневными мотивами. Характерным приёмом было создание этюда на пленэре с последующим окончательным завершением работы в мастерской. Интересно, что данной работе предшествовала другая с похожим сюжетом, с названием «Зорька на реке Мста» 1961 года, хранящаяся в «Мемориальной мастерской А.И. Курнакова».

Пейзаж написан в реалистической манере, холодном темно-синем колорите. На переднем плане на всклокоченном примороженном грязно-серым снегом торчащем камыше лежат куски льдин. Любимые Андреем Ильичом сороки примостились на остатках ограды. Разлившаяся бурная река с холодной сине-черно-фиолетовой водой прописана мелкими мазками, передающими движение и рябь. Кажется, что совсем недавно, крутясь, цепляясь и сталкиваясь друг с другом, прошли здесь, обламывая острые углы и крошась, льдины. Постепенно утихнет разлив весенних вод, и река возвратится в прежние берега.

Дальше, на втором плане, лежит берег с остатками снега и торчащими кое-где прошлогодними травами. Тонкие белоствольные березки сохранили немного прошлогодней желтой листвы. Темнеющие на фоне неба деревья написаны сплошной массой. Фиолетово-лиловая дымка окутывает кромку леса. Стелющиеся тучи заволокли небо туманной серебристо-лиловой пеленой. Но у самой кромки горизонта пробивается яркая полоска неба, освещенная лучами солнца. Теплые розовые отблески все более разгораются, озаряя облака, ложатся на водную гладь, поблескивают на стеблях поникшей и побуревшей осоки. Уходит ощущение ненастного дня. Восход в картине звучит как символ пробуждающейся природы.

Поэт Серебряного века Валерий Брюсов писал о ранней весне:
«Еще недолгий срок тебе рыдать, река,
В оковах ледяных безжизненной зимы!
Вот-вот уже весна спешит издалека —
И твой умолкнет плач, ты выйдешь из тюрьмы!
Освобожденная от роковых оков,
Ты смело зазвенишь в зеленых берегах…»
#4
Андрей Ильич Курнаков
Опята. 1987
#5
Художник Андрей Ильич Курнаков — мастер натюрморта. Будучи заядлым грибником, грибы он писал часто. Однажды, вспоминал Андрей Ильич, он с сыном и друзьями отправился за опятами в Шаблыкинский лес. «Опят набрал я, потому что искал пни, на которых они растут, остальные искали грибы — и не нашли». В этот раз он, видимо, собирал грибы где-то в Знаменке, и, придя на дачу, расположился писать картину у обшитой тёсом стены дома — серовато-желтые тёсины изображены художником на заднем плане.

Работу художник назвал «Опята». Может быть потому, что они живописно разбросаны на переднем плане слева. Собрал-то он грибов достаточно, и они самые разные. В серо-голубой металлической миске вместе с опятами на переднем плане — подосиновики, их красные шляпки и крепкие ножки ни с чем не спутаешь. Справа у миски лежат кучкой белые грузди; в большой плетеной корзине можно разглядеть грузди, которые в народе зовут чернушки, виднеется шляпка белого гриба–боровика; а в лукошке слева с двумя ручками, возможно, коричневые волнушки. Словом, здесь найдется и что пожарить, и что посолить. Общий колорит работ коричневато-охристый, солнечный. Плетеные корзинки написаны так натурально, что кажется, их можно взять за ручки и унести.

Но раз уж автор обращает наше внимание на грибы опята, давайте посмотрим на них внимательнее. На деревянном столе, рыжеватом от прямого солнечного света, разбросаны молодые грибочки: бежевые круглые шляпки, тоненькие сероватые прямые ножки, воздушная беленькая юбочка под шляпкой — ну просто балерины, так любовно пишет их художник. На картине не просто вкусные дары леса — здесь изображена радость жизни.

Перед металлической миской лежит маленький нож с деревянной ручкой, и сразу вспоминаются чудные строки из книги В.А. Солоухина «Третья охота»: »…одним движением ножа снимаешь сразу десяток опят. Остается около пня десяток прижавшихся друг к другу белых пятнышек. Еще одно движение ножа, и еще десяток грибов. Левой рукой в это время держишь их за шляпки. Они так, кустом, не рассыпаясь на отдельные грибы, и остаются в левой руке. Нож скрипит, разрезая суховатую, упругую, пружинящую мякоть сразу десятка грибов. Оглядываясь, видишь вокруг все новые и новые пни, обросшие грибами, кажется, что все грибы никогда не соберешь, но в конце концов срезаешь все, и они укладываются в авоськи, а долгая зима впоследствии их подбирает до последнего грибочка».
#7
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Весна. Академическая дача, Опята

Время создания
1967, 1987
Место создания
Орёл
Размер
55,5х66 см, 66,5х95 см
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%