#3
Весы настольные, Кошелек кожаный, Медаль «За храбрость», Пряжка царская общевойсковая пехотная, Ракетница английская сигнально-осветительная М1916, Рулетка
#15
#4
#2
Один из экспонатов в коллекции Котласского музея — весы настольные системы Беранже, выдерживающие до 15 килограммов. Производитель — польская фабрика Пейсаха Гастмана, сделаны были во второй половине XIX века. На фасаде весов в центре вензель на русском языке ПГ — Пейсах Гастман.
Эти весы принадлежат к группе чашечных столовых весов системы Беранже, прозванных в народе «гуськами» или «уточками» из-за характерной формы указателей равновесия. Такие весы стали популярны во второй половине XIX века, их широко применяли на протяжении более столетия. До революции весы-«уточки» поставляли в торговые заведения Российской империи преимущественно из Польши и Одессы. Такие весы отличались художественным исполнением корпуса — их декорировали фигурами драконов, грифонов, гарпий, а одним из самых распространённых украшений были русалки.
Двухчашечные весы для взвешиваний, которые не требовали большой точности, изобрел французский математик, астроном и физик Жиль де Роберваль (1602–1675 годы). Позже их назвали его именем. Весы имели в своей основе коромысло, однако их конструкцию Роберваль значительно усовершенствовал. Именно ему первому пришла в голову идея поместить коромысло весов под чашами весов, а не над ними. Чаши опирались на два стержня, входящих в систему взаимосвязанных рычагов. Во время колебаний при взвешивании система рычагов имела форму параллелограмма, а при равновесии приобретала форму прямоугольника. При этом показания весов не зависели от того, в каком месте на чаше расположен груз.
Примерно в 1850 году французский изобретатель и владелец собственной весовой фабрики Жозеф Беранже (1802–1870 годы) предложил добавить в конструкцию своего предшественника и соотечественника небольшие дополнительные рычаги на месте стоек под основным двойным коромыслом. Благодаря этому удалось сократить действие внешних сил и силы трения и, следовательно, повысить чувствительность устройства. Инновационная конструкция весов с чашами над системой коромысел была запущена в массовое производство лишь в XX веке. Именно такие весы долгое время можно было наблюдать на прилавках советских магазинов.
Эти весы принадлежат к группе чашечных столовых весов системы Беранже, прозванных в народе «гуськами» или «уточками» из-за характерной формы указателей равновесия. Такие весы стали популярны во второй половине XIX века, их широко применяли на протяжении более столетия. До революции весы-«уточки» поставляли в торговые заведения Российской империи преимущественно из Польши и Одессы. Такие весы отличались художественным исполнением корпуса — их декорировали фигурами драконов, грифонов, гарпий, а одним из самых распространённых украшений были русалки.
Двухчашечные весы для взвешиваний, которые не требовали большой точности, изобрел французский математик, астроном и физик Жиль де Роберваль (1602–1675 годы). Позже их назвали его именем. Весы имели в своей основе коромысло, однако их конструкцию Роберваль значительно усовершенствовал. Именно ему первому пришла в голову идея поместить коромысло весов под чашами весов, а не над ними. Чаши опирались на два стержня, входящих в систему взаимосвязанных рычагов. Во время колебаний при взвешивании система рычагов имела форму параллелограмма, а при равновесии приобретала форму прямоугольника. При этом показания весов не зависели от того, в каком месте на чаше расположен груз.
Примерно в 1850 году французский изобретатель и владелец собственной весовой фабрики Жозеф Беранже (1802–1870 годы) предложил добавить в конструкцию своего предшественника и соотечественника небольшие дополнительные рычаги на месте стоек под основным двойным коромыслом. Благодаря этому удалось сократить действие внешних сил и силы трения и, следовательно, повысить чувствительность устройства. Инновационная конструкция весов с чашами над системой коромысел была запущена в массовое производство лишь в XX веке. Именно такие весы долгое время можно было наблюдать на прилавках советских магазинов.
#21
Полное наименование Весы настольные
Автор неизвестен
Дата создания вторая половина XIX века
Место создания Варшава, Польша
Техника художественное литье
Размеры 65×24 см
Правообладатель изображений МУК «Котласский краеведческий музей»
Коллекция Котласский краеведческий музей
Автор неизвестен
Дата создания вторая половина XIX века
Место создания Варшава, Польша
Техника художественное литье
Размеры 65×24 см
Правообладатель изображений МУК «Котласский краеведческий музей»
Коллекция Котласский краеведческий музей
#16
Кошелек кожаный
#5
#6
Кошелек начала ХХ века из коллекции музея принадлежал участнику Гражданской войны, жителю Котласа, который имел свою кожевенную лавку в деревне Жернаково. Кошелек потертый, сделан из кожи коричневого цвета, замыкается на металлический замок в виде шарика.
На протяжении многих веков деньгами человеку служили самые разные предметы: камни, ракушки, бусины, узелки на веревках. И всему этому нужна была тара для хранения и перемещения. В то время, когда еще не было ни карманов на одежде, ни кошельков, люди носили денежные знаки в головном уборе, за пазухой или за голенищем, а то и просто вешали на шею или верхнюю одежду.
Первые кошельки по своим размерам и функциям напоминали скорее сумки или мешочки, обычно они были холщовые — сделанные из льняной ткани. На Руси такой мешок называли мошной, и это слово впоследствии стало символизировать большое богатство. Появились и соответствующие обороты речи: тряхнуть мошной, набить мошну, тугая мошна. Нередко в роли кошелька выступал толстый кожаный пояс шириной в ладонь, сделанный с подкладкой. Внутри него и хранились деньги. Застежкой служила пряжка, а иногда замочек. Первыми стали делать небольшие кошельки из кожи древние римляне. Для состоятельных людей такие кошельки инкрустировали драгоценными камнями и украшали вышивкой.
С XVI–XVII веков кошелек на поясе стал атрибутом преимущественно женской одежды. Женщины носили кошелек под верхней юбкой, где для удобства делали специальный разрез. Мужской же кошелек сильно видоизменился, когда появилась одежда с карманами. Вместительный кошелек ушел в прошлое.
В XX веке появились небольшие кошельки на зажимах или кнопке фабричного производства, выполненные из искусственных материалов. В обиход вошли монетницы, в которые монеты разного размера и номинала вкладывали одним нажатием пальца. Ручная работа тоже популярности не утратила, например, были популярны небольшие кошельки, связанные или вышитые бисером рукодельницами. Со временем кошельки становились разнообразнее — виды моделей и материалы. Самые дорогие делали из кожи, включая кожу экзотических животных, часто украшали драгоценными камнями или рассыпными кристаллами Сваровски.
На протяжении многих веков деньгами человеку служили самые разные предметы: камни, ракушки, бусины, узелки на веревках. И всему этому нужна была тара для хранения и перемещения. В то время, когда еще не было ни карманов на одежде, ни кошельков, люди носили денежные знаки в головном уборе, за пазухой или за голенищем, а то и просто вешали на шею или верхнюю одежду.
Первые кошельки по своим размерам и функциям напоминали скорее сумки или мешочки, обычно они были холщовые — сделанные из льняной ткани. На Руси такой мешок называли мошной, и это слово впоследствии стало символизировать большое богатство. Появились и соответствующие обороты речи: тряхнуть мошной, набить мошну, тугая мошна. Нередко в роли кошелька выступал толстый кожаный пояс шириной в ладонь, сделанный с подкладкой. Внутри него и хранились деньги. Застежкой служила пряжка, а иногда замочек. Первыми стали делать небольшие кошельки из кожи древние римляне. Для состоятельных людей такие кошельки инкрустировали драгоценными камнями и украшали вышивкой.
С XVI–XVII веков кошелек на поясе стал атрибутом преимущественно женской одежды. Женщины носили кошелек под верхней юбкой, где для удобства делали специальный разрез. Мужской же кошелек сильно видоизменился, когда появилась одежда с карманами. Вместительный кошелек ушел в прошлое.
В XX веке появились небольшие кошельки на зажимах или кнопке фабричного производства, выполненные из искусственных материалов. В обиход вошли монетницы, в которые монеты разного размера и номинала вкладывали одним нажатием пальца. Ручная работа тоже популярности не утратила, например, были популярны небольшие кошельки, связанные или вышитые бисером рукодельницами. Со временем кошельки становились разнообразнее — виды моделей и материалы. Самые дорогие делали из кожи, включая кожу экзотических животных, часто украшали драгоценными камнями или рассыпными кристаллами Сваровски.
#22
Полное наименование Кошелек кожаный
Автор неизвестен
Дата создания начало XX века
Место создания деревня Жернаково, Архангельская область, Россия
Техника ручной шов, клёпка, скорняжные работы
Размеры 16,1×17,5 см
Правообладатель изображений МУК «Котласский краеведческий музей»
Коллекция Котласский краеведческий музей
Автор неизвестен
Дата создания начало XX века
Место создания деревня Жернаково, Архангельская область, Россия
Техника ручной шов, клёпка, скорняжные работы
Размеры 16,1×17,5 см
Правообладатель изображений МУК «Котласский краеведческий музей»
Коллекция Котласский краеведческий музей
#17
Медаль «За храбрость»
#7
#8
Медаль «За храбрость» — одна из государственных наград Российской империи, существовало несколько типов медалей с такой надписью. Учрежденная в 1807 году медаль предназначалась для награждения воинов иррегулярных войск и военизированных формирований. В 1878 году император Александр II учредил отдельную награду с надписью «За храбрость» для награждения нижних чинов пограничной стражи.
Однако более известной была Георгиевская медаль четырех степеней с надписью «За храбрость», которую учредили 10 августа 1913 года и чеканили с 1913 по 1917 годы. Ею награждали военнослужащих из нижних чинов российской армии, проявивших храбрость как в мирной, так и в боевой обстановке. В годы Первой мировой войны Георгиевская медаль наряду с Георгиевским крестом стала самой массовой наградой для нижних чинов Русской императорской армии.
Учреждение Георгиевской медали отменило действовавшие ранее постановления о медали с надписью «За храбрость». До этого момента медалью «За храбрость» в военное время награждали лиц, не имевших классных чинов — за подвиги, совершенные в боевой обстановке и под огнем неприятеля. К таким лицам относились нижние чины пограничной стражи, служащие Красного Креста — сестры милосердия, санитары и другие, а также добровольцы из числа гражданского населения. Обладателям награды была положена денежная выплата, которую производили один раз в год. В случае смерти владельца медали эту выплату могли получить его родственники, но только единожды.
Представленная в экспозиции медаль «За храбрость» не имеет номера и степени, и она изготовлена не из драгоценного металла — это подтвердила апробация, которую провели в Ленинграде в 1990 году. Тому может быть несколько объяснений. Например, в случае утери оригинала медаль «За храбрость» без номерного обозначения можно было заказать у частного производителя. Кроме того, во время Первой мировой войны солдат мог участвовать в благотворительной акции помощи фронту, меняя свои серебряные награды на дубликаты из других металлов. Обмен драгоценных металлов на более дешевые был обычной практикой в европейских государствах во время Первой мировой войны.
Однако более известной была Георгиевская медаль четырех степеней с надписью «За храбрость», которую учредили 10 августа 1913 года и чеканили с 1913 по 1917 годы. Ею награждали военнослужащих из нижних чинов российской армии, проявивших храбрость как в мирной, так и в боевой обстановке. В годы Первой мировой войны Георгиевская медаль наряду с Георгиевским крестом стала самой массовой наградой для нижних чинов Русской императорской армии.
Учреждение Георгиевской медали отменило действовавшие ранее постановления о медали с надписью «За храбрость». До этого момента медалью «За храбрость» в военное время награждали лиц, не имевших классных чинов — за подвиги, совершенные в боевой обстановке и под огнем неприятеля. К таким лицам относились нижние чины пограничной стражи, служащие Красного Креста — сестры милосердия, санитары и другие, а также добровольцы из числа гражданского населения. Обладателям награды была положена денежная выплата, которую производили один раз в год. В случае смерти владельца медали эту выплату могли получить его родственники, но только единожды.
Представленная в экспозиции медаль «За храбрость» не имеет номера и степени, и она изготовлена не из драгоценного металла — это подтвердила апробация, которую провели в Ленинграде в 1990 году. Тому может быть несколько объяснений. Например, в случае утери оригинала медаль «За храбрость» без номерного обозначения можно было заказать у частного производителя. Кроме того, во время Первой мировой войны солдат мог участвовать в благотворительной акции помощи фронту, меняя свои серебряные награды на дубликаты из других металлов. Обмен драгоценных металлов на более дешевые был обычной практикой в европейских государствах во время Первой мировой войны.
#23
Полное наименование Медаль «За храбрость»
Автор неизвестен
Дата создания XIX век — начало XX века
Техника чеканка
Место создания Россия
Размеры высота — 3,4 см, ширина — 2,8 см
Правообладатель изображений МУК «Котласский краеведческий музей»
Коллекция Котласский краеведческий музей
Автор неизвестен
Дата создания XIX век — начало XX века
Техника чеканка
Место создания Россия
Размеры высота — 3,4 см, ширина — 2,8 см
Правообладатель изображений МУК «Котласский краеведческий музей»
Коллекция Котласский краеведческий музей
#18
Пряжка царская общевойсковая пехотная
#9
#10
Кожаные ремни — важная часть одежды и воинского снаряжения с тех пор, как люди научились вырабатывать качественную кожу из шкур животных. В наши дни, несмотря на колоссальную эволюцию воинского дела в целом и снаряжения в частности, без этого элемента форменного обмундирования невозможно представить ни рядовых солдат, ни офицеров, ни генералитет.
С развитием военного дела кожаный ремень с пряжкой стал практичной и необходимой вещью. Количество полезных функций военного ремня отличается от ремня гражданского. Пряжку гражданского ремня удобно застегивать и расстегивать, ее дополнительная функциональная нагрузка декоративная. На военный же ремень, который носят поверх мундира или шинели, может крепиться кобура для индивидуального оружия — пистолета или револьвера, полевая офицерская сумка, подсумки для патронов или гранат, штык-нож, портупея сабли или кортика.
Пряжку военного ремня оформляли с особенной тщательностью, так как пряжки, как и пуговицы, на военной форме обычно несут государственную символику, символику рода войск или вида деятельности организации. На парадной форме одежды у солдат были ярко начищенные серебряные пряжки, у офицеров — пряжки золотистого цвета. Эта традиция соблюдается почти во всех армиях мира.
До революции 1917 года в России многие ходили в форме и носили ремни: не только военные, но и гражданские ведомства имели свою форму и свои ремни с особыми пряжками. Ремни с пряжками носили гимназисты, учащиеся реальных и кадетских училищ, студенты, даже профессора носили форму. Пряжки со своей символикой были у пожарных и почтальонов, железнодорожников и инженеров разных ведомств.
В экспозиции музея представлена пряжка из латуни производства Общества соединённых фабрик ламп, горелок и металлических изделий «Братья Брюннер, Гуго Шнейдер и Р. Дитмар». Пряжка прямоугольная со срезанными углами. На лицевой стороне двуглавый орел, в лапах у которого держава и скипетр — изображение государственного герба Российской империи. Изображение выпуклое, занимает всю центральную площадь лицевой стороны пряжки. На тыльной стороне прикреплена загнутая металлическая пластина с закругленным краем и металлическая скоба для фиксации ремня, на правой стороне имеется клеймо — буквы Б.Ш.Д., означающие «Брюннер, Шнейдер, Дитмар».
С развитием военного дела кожаный ремень с пряжкой стал практичной и необходимой вещью. Количество полезных функций военного ремня отличается от ремня гражданского. Пряжку гражданского ремня удобно застегивать и расстегивать, ее дополнительная функциональная нагрузка декоративная. На военный же ремень, который носят поверх мундира или шинели, может крепиться кобура для индивидуального оружия — пистолета или револьвера, полевая офицерская сумка, подсумки для патронов или гранат, штык-нож, портупея сабли или кортика.
Пряжку военного ремня оформляли с особенной тщательностью, так как пряжки, как и пуговицы, на военной форме обычно несут государственную символику, символику рода войск или вида деятельности организации. На парадной форме одежды у солдат были ярко начищенные серебряные пряжки, у офицеров — пряжки золотистого цвета. Эта традиция соблюдается почти во всех армиях мира.
До революции 1917 года в России многие ходили в форме и носили ремни: не только военные, но и гражданские ведомства имели свою форму и свои ремни с особыми пряжками. Ремни с пряжками носили гимназисты, учащиеся реальных и кадетских училищ, студенты, даже профессора носили форму. Пряжки со своей символикой были у пожарных и почтальонов, железнодорожников и инженеров разных ведомств.
В экспозиции музея представлена пряжка из латуни производства Общества соединённых фабрик ламп, горелок и металлических изделий «Братья Брюннер, Гуго Шнейдер и Р. Дитмар». Пряжка прямоугольная со срезанными углами. На лицевой стороне двуглавый орел, в лапах у которого держава и скипетр — изображение государственного герба Российской империи. Изображение выпуклое, занимает всю центральную площадь лицевой стороны пряжки. На тыльной стороне прикреплена загнутая металлическая пластина с закругленным краем и металлическая скоба для фиксации ремня, на правой стороне имеется клеймо — буквы Б.Ш.Д., означающие «Брюннер, Шнейдер, Дитмар».
#24
Полное наименование Пряжка царская общевойсковая пехотная
Автор неизвестен
Дата создания начало ХХ века, до 1917 года
Место создания Варшава, Польша
Техника штамповка, пайка, фабричное производство
Размеры 5,3×8,3 см
Правообладатель изображений МУК «Котласский краеведческий музей»
Коллекция Котласский краеведческий музей
Автор неизвестен
Дата создания начало ХХ века, до 1917 года
Место создания Варшава, Польша
Техника штамповка, пайка, фабричное производство
Размеры 5,3×8,3 см
Правообладатель изображений МУК «Котласский краеведческий музей»
Коллекция Котласский краеведческий музей
#19
Ракетница английская сигнально-осветительная М1916
#11
#12
В военном деле нередко требуется передавать на большое расстояние условленные звуковые и световые сигналы. Раньше для этого использовали костры и дым от них, барабаны и пушечные выстрелы. Однако все эти методы требовали определенной подготовки. Чтобы подать сигнал оперативно, требовалось малогабаритное техническое устройство, готовое к работе в любой момент. Такое приспособление было создано только во второй половине XIX века. Это приспособление получило название «сигнальный пистолет», в просторечии — ракетница.
Сигнальная ракета — пиротехническое средство зрительной, иногда звуковой связи, которое применяли для передачи коротких команд, оповещения, обозначения и взаимного узнавания своих войск. С помощью ракетниц просили вызвать огонь на цель, перенести его или прекратить, с их помощью указывали на цель.
При подаче сигнала, состоящего из нескольких сигнальных ракет, их выпускали с интервалами 8–10 секунд. Интервал между отдельными сигналами должен быть не менее одной минуты. Каждому сигналу присваивался свой цвет ракеты, например одна зеленая ракета разрешала движение и означала «всё в порядке, продолжаем работы». Сигнал «Требуются продукты» подавали ракетами зеленого и красного цвета, только красный — «требуется помощь». Указать направление просили тремя ракетами — красной, зеленой и красной; принести медикаменты — красный и красный. Срочную помощь требовали тремя подряд красными ракетами.
Сигнальные пистолеты долгое время использовали по прямому назначению — для подачи сигналов. Однако в XX веке их приспособили и для ведения ближнего боя с пехотой и танками противника. Во флоте, помимо подачи сигналов, с помощью ракетниц метали тонкой корабельный трос — линь на берег или на терпящее бедствие судно. Такая разновидность ракетницы называется «линемёт».
В Котласский музей английская сигнально-осветительная ракетница М1916 поступила из фондов Народного музея. Эта ракетница состоит из рукоятки, плавно переходящей в раму, казённой части и ствола. Рукоять с двух сторон оформлена деревянными панелями из ореха. На нижней части рукояти стальное кольцо для фиксации на ремне. Казённая часть — то есть курок, запорная скоба и спусковой крючок — изготовлена из стали. Курок плавно переходит в боёк, который имеет форму заостренного конуса. Рама, центральная часть рукояти и ствол выполнены из латуни. Чтобы зарядить ракетницу, раму нужно переломить пополам. Гладкий ствол с двумя выступами имеет раструб на конце. Все части ракетницы крепятся при помощи винтов. На левой стороне рамы ракетницы под стволом подписан завод-изготовитель: WEBLEY & SCOTT LTD LONDON & BIRMINGHAM.
Сигнальная ракета — пиротехническое средство зрительной, иногда звуковой связи, которое применяли для передачи коротких команд, оповещения, обозначения и взаимного узнавания своих войск. С помощью ракетниц просили вызвать огонь на цель, перенести его или прекратить, с их помощью указывали на цель.
При подаче сигнала, состоящего из нескольких сигнальных ракет, их выпускали с интервалами 8–10 секунд. Интервал между отдельными сигналами должен быть не менее одной минуты. Каждому сигналу присваивался свой цвет ракеты, например одна зеленая ракета разрешала движение и означала «всё в порядке, продолжаем работы». Сигнал «Требуются продукты» подавали ракетами зеленого и красного цвета, только красный — «требуется помощь». Указать направление просили тремя ракетами — красной, зеленой и красной; принести медикаменты — красный и красный. Срочную помощь требовали тремя подряд красными ракетами.
Сигнальные пистолеты долгое время использовали по прямому назначению — для подачи сигналов. Однако в XX веке их приспособили и для ведения ближнего боя с пехотой и танками противника. Во флоте, помимо подачи сигналов, с помощью ракетниц метали тонкой корабельный трос — линь на берег или на терпящее бедствие судно. Такая разновидность ракетницы называется «линемёт».
В Котласский музей английская сигнально-осветительная ракетница М1916 поступила из фондов Народного музея. Эта ракетница состоит из рукоятки, плавно переходящей в раму, казённой части и ствола. Рукоять с двух сторон оформлена деревянными панелями из ореха. На нижней части рукояти стальное кольцо для фиксации на ремне. Казённая часть — то есть курок, запорная скоба и спусковой крючок — изготовлена из стали. Курок плавно переходит в боёк, который имеет форму заостренного конуса. Рама, центральная часть рукояти и ствол выполнены из латуни. Чтобы зарядить ракетницу, раму нужно переломить пополам. Гладкий ствол с двумя выступами имеет раструб на конце. Все части ракетницы крепятся при помощи винтов. На левой стороне рамы ракетницы под стволом подписан завод-изготовитель: WEBLEY & SCOTT LTD LONDON & BIRMINGHAM.
#25
Полное наименование Ракетница английская сигнально-осветительная М1916
Автор неизвестен
Дата создания 1916–1918 годы
Место создания Великобритания
Техника литьё
Размеры 9,8×24 см
Коллекция Котласский краеведческий музей
Правообладатель изображений МУК «Котласский краеведческий музей»
Автор неизвестен
Дата создания 1916–1918 годы
Место создания Великобритания
Техника литьё
Размеры 9,8×24 см
Коллекция Котласский краеведческий музей
Правообладатель изображений МУК «Котласский краеведческий музей»
#20
Рулетка
#13
#14
Измерительная рулетка — это инструмент, узкая лента с нанесенными на нее делениями единиц измерения длины. Для удобства использования ленту сворачивали тугими кольцами и помещали в какой-либо твердый корпус. В древности вместо рулетки люди пользовались длинной веревкой с завязанными по всей длине узелками-делениями, ее накручивали на челнок — продолговатую колодку. Разматывалась и заматывалась обратно веревка вручную.
Первые экземпляры металлической рулетки появились только в середине XIX века. Придумал измерительную рулетку британец Джеймс Честерман. В 1865 году он догадался соединить воедино пять шестиметровых отрезков стальной ленты шириной 3,5 сантиметра, которыми пользовался для измерений. Честерман намотал эту ленту на барабан и получил компактный инструмент для масштабных линейных измерений, который сразу стал пользоваться очень большим спросом.
Кожух хранящейся в коллекции музея рулетки коричневого цвета, он изготовлен из двух деталей, сшитых по краю машинным швом, образующим горизонтальную линию. На верхнюю крышку кожуха выведен механизм для сматывания ленты — чтобы намотать ленту обратно на ось, нужно было вращать металлическую ручку. После этого ручку возвращали в специальную полость. С обеих сторон ось окружена клапанами. В верхней части рулетки к клапану крепится складывающаяся ручка для вращения оси. На ручке расположена надпись «100 Fт». Лента рулетки вытягивается через отверстие, которое оформлено металлической накладкой и снабжено двумя роликами, между которыми проходит лента. Вытягивали ленту за специальное кольцо. На кожаном корпусе, по кругу у ручки, сверху надпись «DEAN BEDINGTON LONDON», внизу по кругу — «TRADE», затем прямоугольник, в котором читается: «DEAN 1», далее «MARK»; ниже этой надписи цифры, вероятно, год производства — 1918.
На обеих сторонах ленты нанесена разметка: на внутренней стороне — в дюймах, на внешней — в сантиметрах. Лента вытягивается полностью, ее длина — 223,52 сантиметра. Лента имеет грязно-бежевый цвет, фабричные деления нанесены краской чёрного и красного цветов, а рукописные записи сделаны владельцем графитным карандашом и синими чернилами на оборотной стороне ленты. Рулетка была найдена в Нижней Тойме и, вероятно, относится ко времени английской интервенции на Севере.
Первые экземпляры металлической рулетки появились только в середине XIX века. Придумал измерительную рулетку британец Джеймс Честерман. В 1865 году он догадался соединить воедино пять шестиметровых отрезков стальной ленты шириной 3,5 сантиметра, которыми пользовался для измерений. Честерман намотал эту ленту на барабан и получил компактный инструмент для масштабных линейных измерений, который сразу стал пользоваться очень большим спросом.
Кожух хранящейся в коллекции музея рулетки коричневого цвета, он изготовлен из двух деталей, сшитых по краю машинным швом, образующим горизонтальную линию. На верхнюю крышку кожуха выведен механизм для сматывания ленты — чтобы намотать ленту обратно на ось, нужно было вращать металлическую ручку. После этого ручку возвращали в специальную полость. С обеих сторон ось окружена клапанами. В верхней части рулетки к клапану крепится складывающаяся ручка для вращения оси. На ручке расположена надпись «100 Fт». Лента рулетки вытягивается через отверстие, которое оформлено металлической накладкой и снабжено двумя роликами, между которыми проходит лента. Вытягивали ленту за специальное кольцо. На кожаном корпусе, по кругу у ручки, сверху надпись «DEAN BEDINGTON LONDON», внизу по кругу — «TRADE», затем прямоугольник, в котором читается: «DEAN 1», далее «MARK»; ниже этой надписи цифры, вероятно, год производства — 1918.
На обеих сторонах ленты нанесена разметка: на внутренней стороне — в дюймах, на внешней — в сантиметрах. Лента вытягивается полностью, ее длина — 223,52 сантиметра. Лента имеет грязно-бежевый цвет, фабричные деления нанесены краской чёрного и красного цветов, а рукописные записи сделаны владельцем графитным карандашом и синими чернилами на оборотной стороне ленты. Рулетка была найдена в Нижней Тойме и, вероятно, относится ко времени английской интервенции на Севере.
#26
Полное наименование Рулетка
Автор неизвестен
Дата создания начало XX века
Техника клёпка, фабричное производство
Место создания Архангельская область, Россия
Размеры 13×13 см
Правообладатель изображений МУК «Котласский краеведческий музей»
Коллекция Котласский краеведческий музей
Автор неизвестен
Дата создания начало XX века
Техника клёпка, фабричное производство
Место создания Архангельская область, Россия
Размеры 13×13 см
Правообладатель изображений МУК «Котласский краеведческий музей»
Коллекция Котласский краеведческий музей
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Весы, Кошелек, Медаль, Пряжка, Ракетница,Рулетка
Коллекция
0

Открыть в приложении
Поделиться