Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Город и горожане»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Вид Мурома, Портрет Бычковой, Портрет Бычкова

0
Открыть в приложении
#1
Вид Мурома, Портрет Бычковой, Портрет Бычкова
#2
Вид Мурома
#3
Живописную панораму Мурома с реки Оки создал неизвестный художник. По манере письма исследователи относят ее к первой половине — середине XIX века. Более подробное изучение деталей позволило точнее определить дату: картина была написана до 1847 года.

Исследователи предполагают, что она восходит к панораме, которую ранее создал учитель Муромского уездного училища Г. Рябиков. Он изобразил переправу Николая I через Оку в 1834 году на фоне городского пейзажа. Сама панорама не сохранилась, но известны литографии с нее — в том числе и те, которые отпечатали в Муроме в 1836 году. Автор картины «Вид Мурома» мог взять за основу этот печатный образец.

В отличие от Рябикова, второй мастер сосредоточился не на изображении переправы Николая I, а на детальном виде Мурома — город стал главным содержанием картины, а не просто фоном.

Муром возводили на семи холмах над Окой. Слева, в самом верху картины мастер изобразил Пятницкую и Воздвиженскую церкви. Обе они были разрушены, но на месте Воздвиженской позже возвели новую. Рядом с ними находятся несколько храмов XVI–XVII веков, в том числе и Спасский мужской монастырь, который считают одним из самых древних на Руси. Его построили еще в XI веке.

На вершине стоит церковь Николы Можайского XVII–XVIII веков, которая также не сохранилась до наших дней. Около нее расположен Смоленский храм 1838 года с высокой колокольней, а внизу холма — шатровая церковь Козьмы и Демьяна времен правления Ивана Грозного. Ее шатер позже, в 1868 году, обрушился.

Четвертый, самый протяженный холм на панораме города называют Богатыревой горой. Кроме церквей, на нем виднеются каменные особняки. Один из них в то время принадлежал директору внешней торговли, генерал-майору Языкову, а построен был для боярина Ивана Романова — дяди царя Михаила.

В центре панорамы изображен пятый холм, или Воеводская гора. На ней с древности и до времен Екатерины II находилась городская крепость. В центре холма возвышается собор во имя Рождества Богородицы и находится усыпальница, где хранились мощи Петра и Февронии. Правее на картине видны одноглавые церкви: Рождества Христова, Николы Зарядного и Иоанна Предтечи.

На шестом холме видны Троицкий женский и Благовещенский мужской монастыри XVI–XVII веков. На берегу реки у подножия холма показан храм Николы Набережного 1717 года. На картине мастер изобразил его белоснежным с зелеными кровлями (сейчас он выкрашен в желтовато-оранжевые тона). Именно по виду его строений исследователи определили, что картина была написана до 1847 года.

На последнем, седьмом холме в правой части панорамы, художник написал каменные купеческие дома. Правее видны храмы XVII века: Воскресения и Введения женского монастыря, закрытого при Екатерине II. Сейчас на его месте вновь открыт женский монастырь. Ниже находится церковь Георгия. Ее построили в XVII веке. На месте церкви в современном Муроме установили памятный крест.
#4
Полное наименование: Картина «Вид Мурома»
Дата создания: до 1847 года
Техника: холст, масло
Коллекция: Муромский историко-художественный музей
Правообладатель изображений: Муромский историко-художественный музей
Размеры: 58×98 см
#5
Портрет Бычковой
#6
Данную картину музей приобрел вместе с портретом дворянина Дмитрия Бычкова у академика живописи Ивана Куликова в 1930 году. Никаких иных данных об этой работе долгое время известно не было. Но после изучения архивных сведений сотрудникам музея удалось установить связь между женским и мужским портретами.

На картине изображена молодая стройная женщина, одетая в элегантное платье в голубых тонах. Ее имя — Варвара Николаевна — упоминалось в документах 1844–1859 годов, однако нигде не было указано, к какому дворянскому роду или к какой муромской фамилии она принадлежала. Так, исследователи предположили, что женщина была родом не из Мурома.

В приданом Варвары Николаевны значилось, что она имела владение в Тамбовской губернии и «в Москве в Пречистенской части в Денежном переулке деревянный дом под № 258». Из этого следует, что она могла родиться в Москве. В исследовании «Некрополи города Мурома» эксперты обнаружили годы ее жизни и фамилию: «Бычкова Варвара Николаевна (1799–29.5.1862) — дворянка».

Варвара Бычкова была похоронена в муромском Спасском монастыре — на одном кладбище с матерью Дмитрия Бычкова. Зная год ее рождения, исследователи просчитали, что замуж она вышла около 1820 года в возрасте 20 лет. В декабре того же года у нее родился первый ребенок — сын Николай. А позже она родила еще троих детей: Илиодора в 1823-м, Зинаиду в 1828-м и Михаила в 1834 году.

Прическа и наряд Бычковой, которые художник изобразил на портрете, позволили определить время его создания — конец 1820-х–1830 годы. Именно в это время женщины завивали волосы локонами у висков, а на затылке собирали в пучок. Эта популярная прическа называлась «узлом Аполлона». Одета же портретируемая в платье в стиле бидермейер — модного в XIX веке фасона с опущенной линией плеча и характерными большими рукавами, которые называли буфами.

Бычкова одета и причесана по последней моде того времени, но ее наряд достаточно скромен: плечи закрыты, платье не украшено большими и дорогими ювелирными изделиями. Атрибуты, по которым можно было бы определить социальное положение модели, отсутствуют — художник стремился создать облик целомудренный дамы из провинциальной среды. Этот образ подчеркивают спокойное выражение лица и сдержанная поза Бычковой: как правило, так изображали замужних женщин.
#7
Полное наименование: Портрет Бычковой
Дата создания: первая четверть XIX века
Техника: холст, масло
Коллекция: Муромский историко-художественный музей
Правообладатель изображений: Муромский историко-художественный музей
Размеры: 29×23 см
#8
Портрет Дмитрия Львовича Бычкова
#9
На портрете 1816 года изображен представитель муромского дворянского рода, корнет уланского полка Дмитрий Бычков.

Портрет выполнен в сухой манере с минимальной цветовой палитрой. Неизвестный художник ограничился простой моделировкой: одежда передана единым цветом, светотеневые переходы намечены минимально. Военный одет в темно-синюю куртку с малиновыми лацканами, желтыми пуговицами и золотыми эполетами без бахромы. На его мундире нет наград. Образ Бычкова подчеркнуто сдержанный, выражение лица спокойное, он смотрит на зрителя серьезным взглядом.

Бычковы — это старинный дворянский род, который внесен в родословные книги Нижегородской и Владимирской губерний. Герб их рода находится в Общем гербовнике дворянских родов. Отец Дмитрия Бычкова — Лев Иванович — служил в лейб-кирасирском полку и адъютантом при штабе, вышел в отставку в чине секунд-майора, а позже был заседателем Нижегородского совестного суда, муромским уездным предводителем дворянства. Мать Пелагея Артемьевна происходила из дворянского рода Языковых, которые также избирались предводителями дворянства.

Дмитрий Бычков, изображенный на портрете, служил в Конном полку Нижегородского ополчения в 1812–1816 годах и в Литовском уланском полку в 1816–1817 годах. В 1813-м и 1815-м он участвовал в заграничном походе и в блокадах крепости Магдебург и Дрездена. Позже за пожертвование в пользу Владимирского ополчения его наградили бронзовой медалью на Владимирской ленте в память Крымской войны 1853–1856 годов.

Исследователи предполагают, что через год после написания портрета Бычков оставил воинскую службу. Его больше привлекала просветительская и гуманитарная деятельность. Состав его библиотеки указывает на просвещенность владельца: в ней хранились книги по истории, литературе, словесности, журнал «Московский телеграф», подписчиком которого Бычков был все время его существования. Известно, что и его дети были хорошо образованы. По сохранившимся архивным записям, Николай Дмитриевич, старший сын Бычкова, «умел по-российски, по-французски, по-немецки и по-латыни читать и писать, знал всеобщую историю и арифметику».

Портрет корнета, представленный в экспозиции, был парным к портрету его жены — Варвары Бычковой. Оба они написаны в жанре «кабинетного портрета», для которого характерно максимальное сходство с изображаемыми моделями.
#10
Полное наименование: Портрет Дмитрия Львовича Бычкова
Дата создания: 1816 год
Техника: холст, масло
Коллекция: Муромский историко-художественный музей
Правообладатель изображений: Муромский историко-художественный музей
Размеры: 44×36 см
#11
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Вид Мурома, Портрет Бычковой, Портрет Бычкова

0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%