Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Археология Курского края»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Височное кольцо, Перстень, Подвеска, Фибула

0
Открыть в приложении
#1
Височное кольцо
#6
В Курском музее археологии хранится височное кольцо с изображением птицы. Кольцо было случайно найдено в Беловском районе Курской области. Украшение было разломано на три части, а часть дужки отсутствует. У пяти лучей завершения оформлены в виде капли. Идущие вдоль края лучей рельефные ложнозерненые бордюры образуют внутренние треугольники с гладким полем. Верхняя часть щитка в виде гладкой выпуклой полосы украшена фигуркой птицы, повернутой вправо. Обращенная назад голова птицы имеет сильно загнутый клюв, большой выпуклый круглый глаз и хохолок в виде двузубчатых «рожек». Ее голова соприкасается с дужкой, имеющей четко читаемые утолщения в местах соединения со щитком. Внутренняя часть лучей и крыла заполнена процарапанными линиями. Обратная сторона кольца гладкая.

Помимо височных колец с одинарными птицами, в европейской части России и на Украине известны находки колец с изображением пары птиц, стоящих напротив друг друга и идущих одна за другой. Ближайшие соответствия всем этим сюжетам обнаруживаются на территории Византийской империи. Так, одинарное стилизованное изображение орла присутствует в верхней части штампованной византийской серьги из Македонии, а композиционно близкие к изображениям на кольцах из Курской области и Искоростеня фигуры хищных птиц с повернутой назад головой изображены на костяных пластинках X–XI веков из Херсонеса.

Вероятно, изображения птиц в раннесредневековом искусстве Византии несли не только эстетическую, но и символико-религиозную нагрузку. Например, орел олицетворял воскресение и новую жизнь, начинающуюся с крещенской купели, а также душу христианина, которая крепнет благодаря добродетели.

Сюжетные и стилистические приемы изображения птиц у обнаруженных на славянских памятниках Юго-Восточной Европы височных колец совпадают с образцами византийского декоративного и прикладного искусства VI–XII веков, и это позволяет связать височные кольца (в том числе и кольца из Беловского района и Искоростеня) с раннесредневековой византийской ювелирной традицией. Эта традиция была распространена не только в пределах самой Византийской империи, но и на землях, захваченных у византийцев арабами. Попадая в руки восточноевропейских ювелиров, эти височные кольца могли использоваться для вторичных отливок или служить образцами при создании украшений, соединявших в себе как импортные влияния, так и привычные для их покупателей элементы декора.
#5
Название: Височное кольцо
Дата создания: IX век
Техника: литье
Размеры: 4,9×4,3 см
#7
Перстень
#8
В Курском областном музее археологии представлен фрагмент литого бронзового перстня конца X–XI веков. На территории Курской области были обнаружены четыре перстня древнерусского времени с изображением на щитке пятиконечной звезды. Длина сохранившегося фрагмента составляет 2,5 мм, ширина щитка — 1,3 мм. На щитке выгравировано изображение пятиконечной звезды с точками в середине и по бокам. На прилегающих к щитку частях кольца вырезаны три перекрещивающиеся линии.

Символ пятиконечной звезды (пентаграмма или пентакль) известен очень давно. В ближневосточном символизме ей приписывались свойства защиты от злых сил, а одним из наиболее известных синонимов — названий пентаграммы — было «Печать царя Соломона». Возможно, именно от принимающих новую религию жителей восточных провинций Рима, и в первую очередь иудеев, пятиконечная звезда пришла в христианство и стала одним из христианских символов.

Курский историк Андрей Геннадьевич Шпилёв приводит ряд примеров использования пентаграммы для украшения христианских сооружений — это барельеф с заключенной в круг пятиконечной звездой в окружении птиц и цветов из церкви Святых Петра и Моисея XI века в городе Солина (Хорватия), а также размещенный справа от входа в церковь XII века Сент-Илер (Saint-Hilaire) в Саллес-эн-Тулоне (Франция) барельеф с двумя мужскими фигурами с нимбами и пятиконечной звездой в середине.

В христианском символизме пятиконечную звезду обычно соотносят с пятью ранами Христа, однако не менее популярно отождествление ее с Вифлеемской звездой, возвестившей волхвам о появлении Спасителя и указавшей им место рождения Иисуса. Как известно, в христианстве нет устоявшегося и общепринятого канона для изображения Вифлеемской звезды. На произведениях искусства и религиозных предметах можно увидеть звезды 6-лучевые, 8-лучевые, 10-лучевые, 25-лучевые и т. д. Если мы обратимся непосредственно к Вифлеему, то увидим, что в храме Рождества Христова место рождения Спасителя отмечено серебряной звездой с 14 лучами. Однако эти лучи символизируют количество остановок Христа на Крестном пути — изображение же самой Вифлеемской звезды, украшающей расположенные здесь христианские храмы и монастыри, как правило, имеет пять лучей.
#4
Название: Перстень
Дата создания: конец X — начало XI века
Техника: литье, гравировка
#9
Подвеска
#10
В Курском областном музее археологии хранится подвеска, датируемая первой половиной XI — рубежом XI–XII веков. Она была обнаружена специалистом по истории Древней Руси Ольгой Николаевной Енуковой в ходе археологических раскопок на территории Липинского археологического комплекса в Курской области в 2001 году. Украшение обнаружили в ходе выборки грунта из ямы № 70А. Заполнение представляло собой серый слой, в нижней части которого были прослежены остатки глиняной печи.

Музейный экспонат представляет собой литую ажурную бронзовую подвеску, которая полностью сохранила свою форму, в том числе и ушко. Подвеска была частью женского набора одежды. Как правило, такие вещи носились на шее отдельно на шнурке или в составе ожерелья. На изделии также замечательно сохранились орнаменты: на лицевой стороне четко прослеживается орнамент со стилизованным изображением зверя, опирающегося двумя лапами на рамку, и личиной над ушком.

На территории современной Курской области известны немногочисленные находки, которые стилистически близки к предметам скандинавского круга древностей. Типологически схожая подвеска была случайно обнаружена в Ратском археологическом комплексе в Курской области. Орнамент на липинской подвеске является только подражанием вышеописанной находке из Ратского комплекса. Об этом говорит как общая форма изделия, так и схожее расположение отверстий. Однако в орнаменте совершенно не просматривается связь с зооморфным сюжетом прототипа, он больше напоминает древнерусскую плетенку — вид древнего орнамента.

За пределами современной Курской области артефакты подобного типа были зафиксированы в 2000 году в составе Киевского клада, который датируется серединой — второй половиной V века, и в Скемо (Норвегия). Типологически близкими являются украшения из кургана № 78 Шестовицкого могильника (Черниговская область Украины), Гнездовского клада 1868 года (Смоленская область России), клада из Вербю (Швеция) и погребений № 371 и № 791 Биркского могильника (Швеция). Различие между данными типами подвесок состоит лишь в том, что в одном случае голова животного не имеет ушей, а в другом — наоборот, они достаточно большого размера.
#3
Название: Подвеска
Дата создания: первая половина XI — рубеж XI–XII веков
Техника: литье
Размеры: 3,5×3,2 см
#11
Фибула с окончаниями в виде драконьих голов
#12
В Курском музее археологии представлен фрагмент бронзовой фибулы IX — конца X века. Он был обнаружен в ходе археологической разведки под руководством историка и краеведа Геннадия Юрьевича Стародубцева близ деревни Духовец (Курский район Курской области).

Фибулы — металлические застежки-украшения разных форм — были распространены с бронзового века до позднего Средневековья. Окончания фибулы из музейной коллекции выполнены в виде драконьих голов. Задняя сторона фибулы имеет выемку, образовавшуюся во время литья.

По предположению курского историка Андрея Геннадьевича Шпилёва, объемные завершения фибулы представляют собой повернутые в профиль стилизованные головы драконов. Особый акцент древний ювелир сделал на разинутую пасть и огромный глаз, тело же передано узким неорнаментированным полем прута фибулы. Украшение может быть отнесено к кругу предметов, изготовленных в скандинавском стиле Еллинг. На территории современной Курской области вещи скандинавского круга крайне немногочисленны. Андрей Геннадьевич Шпилёв в статье «Украшения круга „скандинавских древностей“ из Курской области» приводит всего 22 предмета, которые доподлинно происходят с территории области. В его последующей работе в научный оборот было введено еще 16 предметов данного круга древностей.

После научного изучения описываемого артефакта Андрей Геннадьевич Шпилёв привел в пример еще одну вещь подобного круга, которая была найдена на территории поселения у городища в урочище Соловень Бугор, расположенного в 4 км от села Банищи Льговского района Курской области. Целая фибула была покрыта плотным слоем темно-коричневой (почти черной) патины. Изображенные в профиль головы имеют плавно вытянутый длинный нос с круглой ноздрей, маленькую раскрытую нижнюю челюсть и большие круглые глаза. От основной части фибулы головы отделяются рельефным валиком. Орнаментов на фибуле нет. Задняя сторона фибулы имеет выемку, образовавшуюся во время литья. Таким образом, стоит отметить, что все связанные с выходцами из Скандинавии украшения могли попасть на территорию современного Курского края после окончательного включения северянского Посеймья (историческая область в бассейне реки Сейм, область расселения восточнославянского племенного союза северян) в состав Древнерусского государства.
#2
Название: Фибула с окончаниями в виде драконьих голов
Дата создания: IХ — конец X века
Техника: литье
Размеры: 2,6×0,5 см, диаметр сохранившейся части — 26 мм, ширина прута — 5 мм, толщина — 2 мм, длина головы-навершия — 15 мм
#13
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Височное кольцо, Перстень, Подвеска, Фибула

0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%