С давних времен кружево является способом украшения одежды — как мужской, так и женской. Во многих странах возникли уникальные техники ручного плетения и вязания кружева. Объединяло их одно — кропотливая работа мастериц и длительный срок изготовления. Поэтому высокая цена на кружевные изделия чётко ограничивала круг лиц, которые могли их себе позволить.
Новая технология изготовления «chemical lace» («химического» кружевного полотна) появилась в Германии в 1880-х гг. Технически, кружевом оно не являлось: его не плели, а вышивали. За основу брали сетчатый тюль или тонкую шёлковую ткань (эксельсиор). Ткань покрывали гидроксидом натрия. Затем на машинке делали вышивку. Вышитый материал вытравливали в кислотной ванне. По завершении химического процесса ажурное полотно оставалось нетронутым, а основа растворялась. Центрами производства «химического» кружева до Первой мировой войны были Швейцария, Австрия, Германия и американский Нью-Джерси. В России такое кружево именовали «шпахтель».
Наш экспонат — пример химического вышитого кружева «шиффли». Его форма охватывает строгий вырез горловины переда и спинки. Ширина его составляет около 11–12 см. Воротник пришивался вручную к горловине. Такого рода воротники носили на повседневных строгих платьях дамы среднего сословия. Пришить его можно как глухой стороной на перед, так и концами, получив воротник «Питер Пэн».
Благодаря технической новинке в кружевной индустрии женщины третьего сословия и дамы полусвета стали брать пример с высших классов и использовали кружевные элементы в отделке своих нарядов. «Кружева играют в нарядах дам самую главную роль. И каких только кружев не носят в настоящее время! Первое место из всей этой кружевной моды занимают, бесспорно, кружева шпахтель, шантилийское кружево, алансонское, клюни и гипюр, а затем уже идет филейное кружево и подделка кружев reticella», — отмечали корреспонденты «Модного света» в 1903 г.