Период, непосредственно предшествовавший июню 1941 г., был для СССР исключительно сложным, а порой и драматичным. Несмотря на заключение договора о ненападении Германией, прямая угроза фашистской агрессии все ощутимее нависала над ним.
Развитие науки и образования, воспитание граждан — всё это осуществлялось под лозунгом укрепления обороноспособности страны, подготовке к защите социалистического Отечества.
Советским руководством была поставлена задача ликвидации безграмотности и воспитания человека «нового типа». В сжатые сроки создавался мощный образовательный потенциал для того, чтобы, создав единую систему образования от детского сада до высшего учебного заведения, выковать нового, советского человека, готового строить новый мир и защищать его.
Для облегчения поступления в высшее учебное заведение — ВУЗ рабочих и крестьян при институтах и университетах с 1919 г. создаются рабочие факультеты («рабфаки»), «подтягивавшие» их знания до необходимого уровня. Быстро возрастает количество вузов.
В 1930–1931 учебном году в стране начался переход ко всеобщему обязательному начальному обучению в объёме четырех классов. В 1934 г. на XVII съезде ВКП (б) была принята резолюция о втором пятилетнем плане развития народного хозяйства СССР (1933–1937 гг.) в котором в частности была поставлена задача о переходе к 1937 г. к обязательному семилетнему обучению, в первую очередь в деревне, поскольку в городе эта задача была в основном уже решена в ходе первой пятилетки. Изменились содержание и методы обучения в школе. Были пересмотрены школьные программы, созданы новые учебники, введено преподавание всеобщей и отечественной истории. Основной формой организации учебного процесса стал урок, который включал в себя под руководством учителя общегрупповую, бригадную и индивидуальную работу каждого учащегося с применением разнообразных методов обучения. Вводились строгое расписание занятий, правила внутреннего распорядка, что закладывало в учащихся дисциплинированность, самоконтроль. Авторитет педагога становился непререкаемым.
Сложилась устойчивая школьная система с преемственными ступенями.
На Белгородчине, как и повсеместно в стране, уделялось большое внимание образованию. С 1934–1935 годы по 1938–1939 годы в городе Белгороде число классов возросло на 302 процента и количество учащихся увеличилось с 3788 до 9035. За годы второй пятилетки было выстроено семь новых школ, в которых обучалось свыше 1,5 тысячи детей.
Массовыми стали школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), школы крестьянской молодежи (ШКМ) и техникумы.
В годы Великой Отечественной войны миллионы образованных юношей и девушек осваивали новую технику, поступающюю в войска, стояли у станков в тылу, обеспечивая всем необходимым фронт.
Образование граждан стало одним из кирпичиков, заложенных в фундамент будущей победы в Великой Отечественной войне.