Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Музыкальный ковчег»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Ядаган (тядаган)

Время создания
2013 год
Место создания
Россия, Республика Алтай, город Горно-Алтайск
Размер
111x14,5x6 см
Техника
дерево, металл, кость, синтетические струны; резьба, ручная работа
0
Открыть в приложении
#2

Музыковед, доктор искусствоведения Болат Шамгалиевич Сарыбаев (1927–1984) писал в своих исследованиях, что в древности у тюркоязычного населения Сибири насчитывалось порядка шестидесяти музыкальных инструментов. При этом нередко встречались вариации одного и того же изделия у алтайцев, тувинцев, якутов, хакасов и других этносов.

Ядаган (аутентичное произношение — «тядаган») и родственные ему инструменты бытовали у многих тюркских и монгольских народов. В музыкальной культуре хакасов встречается название «чаткан», у казахов — «жетыген», у калмыков — «ятх», или «ятка», в Монголии — «ятага». Похожие предметы для музицирования существовали и в Древнем Китае; отмечают сходство ядагана с гуслями.

Этот струнный щипковый инструмент использовался главным образом как аккомпанирующий в процессе исполнения эпических сказаний. По форме он напоминает гусли или лежачую арфу. Музыкальный этнограф Андрей Викторович Анохин в докладе «Об азиатской музыке тюркских и монгольских племен» (1908) описывал «чатыган» как узкий продолговатый ящик с одной открытой стороной, шестью или семью струнами и без колков.

В оригинальном варианте роль колков выполняли подвижные подставки, изготовленные из бараньих позвонков — астрагалов (по-алтайски «кажык»). Свободно перемещая их под струнами, музыкант задавал необходимую высоту звука (подобным образом настраивался греческий монохорд).

В воссозданной модели металлические колки расположены с тыльной стороны корпуса и служат для настройки ядагана в требуемой тональности.

Как правило, исполнитель сидел, положив инструмент себе на колени. Чаще всего играли одной правой рукой, а левой при этом придерживали головку ядагана, заглушая ненужную вибрацию и защипывая труднодоступные для «ведущей» руки струны. При игре обеими руками левая касалась низко настроенных струн, правая — всех остальных.

В советское время традиции исполнительства, как и точные правила игры на ядагане, были утрачены. В последние годы интерес к инструменту начал возрождаться, современные музыканты изобретают собственные приемы исполнения.
#3
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Ядаган (тядаган)

Время создания
2013 год
Место создания
Россия, Республика Алтай, город Горно-Алтайск
Размер
111x14,5x6 см
Техника
дерево, металл, кость, синтетические струны; резьба, ручная работа
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%