«Юр ной» (коми «юр» — голова, «ной» — сукно) — один из пяти головных уборов ижемского свадебного обряда. Это головная повязка шириной около 10 см из красного сукна с твердой передней частью на берестяной основе, расшитой разноцветным бисером, стеклярусом, речным жемчугом и пуговицами.
Схема узоров на всех головных уборах такого типа одинакова (фото 1). Вся плоскость очелья делится на четыре части при помощи овалов, в которые вписаны геометрические фигуры. Между кругами — розетки из стекляруса с радиально отходящими во все стороны лучами. Этот головной убор не только чрезвычайно красив, но и глубоко символичен. Этнограф О. Н. Смирнова интерпретирует композицию орнамента как «сочетание изображений мужских и женских фигур, соединенных разными способами. ˂…˃ легко определить соединения горизонтального ряда: в двух случаях мужчину и женщину связывает солярный знак — солнце с лучами, в свою очередь, обе пары соединены изображением круга. Такие же изображения круга замыкают композицию справа и слева». Эти круги, по мнению Ольги Николаевны, обозначают начало и завершение цикла жизни, а вся символика в целом подчеркивает значимость духовного и душевного единства пары.
В первый раз этот свадебный головной убор невеста надевала на голову во время рукобитья — как подтверждение согласия жениха и невесты, их семей на создание новой семьи. Второй раз — перед венчанием в составе сложного головного убора, объединявшего «юр ной», меховой ободок и шаль. После венчания вновь проходила смена головного убора уже на головной убор замужней женщины. А «юр ной» оставляли и бережно хранили в семье как образ счастливого брака, вышитый на красной ленте венца.
Схема узоров на всех головных уборах такого типа одинакова (фото 1). Вся плоскость очелья делится на четыре части при помощи овалов, в которые вписаны геометрические фигуры. Между кругами — розетки из стекляруса с радиально отходящими во все стороны лучами. Этот головной убор не только чрезвычайно красив, но и глубоко символичен. Этнограф О. Н. Смирнова интерпретирует композицию орнамента как «сочетание изображений мужских и женских фигур, соединенных разными способами. ˂…˃ легко определить соединения горизонтального ряда: в двух случаях мужчину и женщину связывает солярный знак — солнце с лучами, в свою очередь, обе пары соединены изображением круга. Такие же изображения круга замыкают композицию справа и слева». Эти круги, по мнению Ольги Николаевны, обозначают начало и завершение цикла жизни, а вся символика в целом подчеркивает значимость духовного и душевного единства пары.
В первый раз этот свадебный головной убор невеста надевала на голову во время рукобитья — как подтверждение согласия жениха и невесты, их семей на создание новой семьи. Второй раз — перед венчанием в составе сложного головного убора, объединявшего «юр ной», меховой ободок и шаль. После венчания вновь проходила смена головного убора уже на головной убор замужней женщины. А «юр ной» оставляли и бережно хранили в семье как образ счастливого брака, вышитый на красной ленте венца.