Зачатие Богоматери
Время создания
около 1646 года
Место создания
Поволжье
Размер
96,5x67 см
Техника
дерево, темпера
Коллекция
Выставка
2
Открыть в приложении#3
#2
Икона Зачатия Богоматери происходит из кашинского храма Иоакима и Анны, построенного в середине XVII века и сгоревшего в 1995 году. Сюжет опирается на апокрифическое Протоевангелие Иакова, повествующее о рождении и детстве Богородицы. Ее родители, Иоаким и Анна, долгое время не имевшие детей, жили праведно и приносили двойные дары в храм. В один из праздников Иоакиму запретили принести дары первому, поскольку он не дал потомства Израильскому народу. Иоаким опечалился и ушел в пустыню, где сорок дней молился. Его жена также горевала и молилась, сидя в саду. Тогда ей явился ангел и возвестил о рождении ребенка. Обрадованная Анна встретила мужа у Золотых ворот Иерусалима, они побежали навстречу друг другу и обнялись. Тогда Иоаким и Анна зачали ребенка, и у них родилась Мария, будущая мать Христа.
Иконе присуще повествовательное многословие и обилие деталей. Изображение обнявшихся у Золотых ворот Иоакима и Анны — традиционный образ праздника Зачатия Богоматери — несколько теряется среди других эпизодов. В верхней части иконы изображены небеса с солнцем и луной, представленными в виде персонификаций с женскими лицами. Между ними расположен небольшой образ Бога Отца (Господа Саваофа) в белых одеждах с державой в руках, благословляющего происходящее на земле. Этим подчеркивается всемирное значение представленного на иконе события. Ниже изображена сцена в Иерусалимском храме, где у бездетных супругов не приняли принесенные ими дары. Слева и справа показаны явления Иоакиму и Анне ангелов, возвещающих о будущем рождении ребенка. В нижней части иконы слева от ворот Иерусалима пастух ведет стада, которые Иоаким обещал пожертвовать Богу, священникам и всему народу.
Причудливая разноцветная архитектура с треугольными и ступенчатыми фронтонами, арками и занавесями придает иконе особенно праздничное звучание. Обильно изображена растительность: справа на белом фоне в саду Анны, слева на отрогах гор «в пустыне», где молился Иоаким, а также в виде орнаментов на стенах зданий. Эти декоративные детали и общий приподнятый колорит иконы характерны для художественной культуры Поволжья, переживавшей расцвет в XVII веке.
Иконе присуще повествовательное многословие и обилие деталей. Изображение обнявшихся у Золотых ворот Иоакима и Анны — традиционный образ праздника Зачатия Богоматери — несколько теряется среди других эпизодов. В верхней части иконы изображены небеса с солнцем и луной, представленными в виде персонификаций с женскими лицами. Между ними расположен небольшой образ Бога Отца (Господа Саваофа) в белых одеждах с державой в руках, благословляющего происходящее на земле. Этим подчеркивается всемирное значение представленного на иконе события. Ниже изображена сцена в Иерусалимском храме, где у бездетных супругов не приняли принесенные ими дары. Слева и справа показаны явления Иоакиму и Анне ангелов, возвещающих о будущем рождении ребенка. В нижней части иконы слева от ворот Иерусалима пастух ведет стада, которые Иоаким обещал пожертвовать Богу, священникам и всему народу.
Причудливая разноцветная архитектура с треугольными и ступенчатыми фронтонами, арками и занавесями придает иконе особенно праздничное звучание. Обильно изображена растительность: справа на белом фоне в саду Анны, слева на отрогах гор «в пустыне», где молился Иоаким, а также в виде орнаментов на стенах зданий. Эти декоративные детали и общий приподнятый колорит иконы характерны для художественной культуры Поволжья, переживавшей расцвет в XVII веке.
читать дальшескрыть
Зачатие Богоматери
Время создания
около 1646 года
Место создания
Поволжье
Размер
96,5x67 см
Техника
дерево, темпера
Коллекция
Выставка
2

Открыть в приложении
Поделиться