Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Тобольский губернский музей»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Зеркало, Отливка в виде всадника, Отливка птицы

0
Открыть в приложении
#1
Зеркало, Отливка в виде всадника, Отливка птицы
#2

Зеркало с гравировкой

#3
#4
Бронзовый диск, или зеркало, с гравировкой оленя попал в Тобольский губернский музей вместе с другими культовыми предметами из Истяцкого клада, археологического памятника, относящегося к кулайской культуре. Среди находок имелись 75 плоско выгнутых блях из белой бронзы, два китайских зеркала, пять изображений птиц, пять фигурок всадников, двенадцать волчьих фигур и одна ажурная подвеска с изображением рогатого хищника.

Древнейшие зеркала — отполированные бронзовые диски, изначально были распространены в Средиземноморье. Зеркало из коллекции Тобольского музея было среди предметов Истяцкого клада, найденного крестьянином Трифоновым в 1886 году в 10 километрах от Истяцких юрт Тобольской губернии. Позже, когда хранитель музея Николай Лыткин вернулся к месту находки, он не обнаружил там никаких дополнительных предметов. Предполагалось, что территория Истяцкого клада — это остатки древнего жертвенного места или святилища, принадлежавшего одному из местных древних угорских племен.

Металлические, преимущественно бронзовые зеркала в культуре населения евразийских степей и лесостепей появились задолго до наступления железного века. В Южной Сибири производство местных зеркал возникло в середине II тысячелетия до нашей эры и продолжалось в больших масштабах в течение карасукского (XII–VIII века до нашей эры) и тагарского (VII–III века до нашей эры) периодов.

Зеркала с ручкой, отлитой вместе с диском, были распространены на Востоке начиная с бронзового века. Основная деталь зеркала по терминологии, предложенной исследовательницей Татьяной Кузнецовой, характеризуется термином «диск» — то есть плоская или выпукло-вогнутая круглая пластина. На многих предметах-дисках, которые определяли как зеркала или бляхи, нанесены рисунки, характерные для местной культуры. Чаще всего это гравировки, выполненные острым предметом, вероятнее всего, ножом.

Отдельную группу образуют гравировки на зеркалах и бляхах Истяцкого клада, на трех из которых изображены не свойственные северу Западной Сибири всадники. На остальных шести выгравированы хищные птицы с распахнутыми крыльями, «бобры», лось. Иконография зооморфных персонажей гораздо проще: звери или не поддаются идентификации, или изображают условных «бобров» с характерным заштрихованным косой сеткой хвостом.

#5
Дата создания: V в. до н. э. — V в. н. э.
Техника: бронза, литье, ковка
Размеры: 8,9×9 см
Коллекция: Археология
Правообладатель изображений: ГАУК ТО «ТМПО» структурное подразделение «Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник»
№ Госкаталога: 3466968
#6

Отливка в виде всадника

#7
#8
Плоская отливка в виде всадника относится к культовым предметам из Истяцкого клада. Его нашли при расчистке почтовой дороги в 1886 году, предположительно на остатках жертвенного святилища. Эта территория принадлежала одному из древних угорских племен, живших недалеко от Истяцких юрт в Тобольской губернии. Истяцкий клад принадлежал шаману племени, кроме отливки всадника в нем нашли 75 блях с рисунками, фигурок антропоморфных птиц и сломанных бронзовых волков. Для кладов людей кулайской культуры раннего железного века, которые находят в таежной зоне, было характерно многообразие бронзовых изображений.

В мифологии народов ханты и манси всадник символизирует Мир-сусне-хума — «за миром наблюдающего человека», седьмого сына бога Нуми-Торума, посредника между небом и людьми. На своем белом восьмикрылом коне он объезжает землю на высоте облаков, он — «царь идущих облаков». Когда Мир-сусне-хум спускается на землю, под ноги его коню нужно ставить серебряные тарелочки. Его зооморфный облик — речной гусь.

Легенда гласит о том, что Мир-сусне-хум родился между небом и землей, когда его мать Калтащ-эква была спущена с неба в серебряной люльке — поэтому к нему, как и к Калтащ-экве, обращаются с мольбами о покровительстве детям. Мир-сусне-хум хотел повидать отца, и его хитроумная мать устроила так, что Нуми-Торум увидел Мир-сусне-хума раньше старших братьев — тот первым успел привязать своего чудесного коня к коновязи у дома отца. Так он получил не принадлежавшее ему старшинство, богатырское имя и отстоял свое право на главенство среди братьев в борьбе с Полум-Торумом. Рассказывают, что когда Полум-Торум отказался признать главенство Мир-сусне-хума, Нуми-Торум велел связать волосы соперников и положить братьев на крылатого коня. Кто завизжит от боли первым, тот лишится права на богатырское имя. Полум-Торум не выдержал испытания — ему досталась только часть имени верховного бога.

По велению отца Мир-сусне-хум наблюдает за жизнью людей, заботится о них, выступает посредником между людьми и богами, передает наказы своего небесного отца. У северных хантов и манси он выслушивает просьбы шаманов, обеспечивает прочность и стабильность дома и семьи, помогает людям излечиваться от болезней. Поэтому Мир-сусне-хуму приносили жертвы при рождении ребенка, при вступлении в брак, при болезни и перед долгим путешествием — ведь он сам был богом-странником.
#9
Дата создания: V в. до н. э. — V в. н. э.
Техника: бронза, литье
Место создания: Россия, Среднее Прииртышье
Размеры: 10,8×9,5 см
Коллекция: Археология
Правообладатель изображений: ГАУК ТО «ТМПО» структурное подразделение «Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник»
№ Госкаталога: 3467261
#10

Отливка птицы

#11
#12
В коллекции Тобольского губернского музея представлена плоская отливка в виде птицы с человеческой головой. Это элемент археологического памятника — Истяцкого клада, содержащего культовые предметы железного века. Он был найден при расчистке канавы на почтовой дороге возле Истяцких юрт в Тобольской губернии.

Отливка сделана из бронзы. Голову мастер срезал прямо, контур лица сливается с шеей. На одном плече птицы он отлил рельефное изображение медведя, на другом — неизвестного зверя. На груди мастер сделал рельефный рисунок, а также полосы, имитирующие крылья и хвост птицы.

Исследователи предполагали, что Истяцкий клад, часть которого представлена в музее, нашли на остатках древнего жертвенного места или святилища одного из местных угорских племен, проживавших на данной территории. Найденные вещи были культовыми и скорее всего принадлежали шаману — и являлись предметами жертвоприношений либо посредниками-помощниками в шаманских обрядах. Связь птиц с духовным миром характерна для мифологии финно-угров.

Отождествление души с крылатым образом птицы прослеживается практически у всех аборигенных этносов Сибири и Урала. Нарымские селькупы считали, что душ четыре, а главная, олицетворяющая жизненное начало, выглядит как птица с человеческим лицом. Ханты и манси предполагали наличие у живого человека пяти или четырех душ, при этом три души имели облик птиц. Иными словами, птицеидолы являлись вместилищем душ умерших людей.

Птицевидные идолы из меди и бронзы были широко распространены на Урале и в Западно-Сибирском регионе. Образ птицы с человеческим лицом относится к Кулайской культуре раннего железного века — это самый популярный образ того времени. Родиной Кулайской культуры стала таежная территория, протянувшаяся от Уральских гор на восток через всю Сибирь. Это одна из наиболее ярких культурно-исторических общностей, существовавших с середины I тысячелетия до нашей эры до середины I тысячелетия нашей эры. Название она получила по месту найденного на горе Кулайке в Чаинском районе Томской области в 1922 году клада — бронзового котла и мелких бронзовых и серебряных вещей.

Металл в районы Западной Сибири и далеко на север проник с Урала, из мест, где была развита Иткульская культура, относящаяся к первой половине раннего железного века (VII–III века до нашей эры). Ее территория занимала районы горно-лесного и лесостепного Зауралья. Археологи указывают на ее угорскую принадлежность. Иткульская культура получила название в честь озера Иткуль, где была выявлена.
#13
Дата создания: V в. до н. э. — V в. н. э.
Техника: бронза, литье
Место создания: Россия, Среднее Прииртышье
Размеры: 12×7,4 см
Коллекция: Археология
Правообладатель изображений: ГАУК ТО «ТМПО» структурное подразделение «Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник»
№ Госкаталога: 3455382
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Зеркало, Отливка в виде всадника, Отливка птицы

0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%