#1
Зеркало, Отливка в виде всадника, Отливка птицы
#2
#3
#4
Бронзовый диск, или зеркало, с гравировкой оленя попал в Тобольский губернский музей вместе с другими культовыми предметами из Истяцкого клада, археологического памятника, относящегося к кулайской культуре. Среди находок имелись 75 плоско выгнутых блях из белой бронзы, два китайских зеркала, пять изображений птиц, пять фигурок всадников, двенадцать волчьих фигур и одна ажурная подвеска с изображением рогатого хищника.
Древнейшие зеркала — отполированные бронзовые диски, изначально были распространены в Средиземноморье. Зеркало из коллекции Тобольского музея было среди предметов Истяцкого клада, найденного крестьянином Трифоновым в 1886 году в 10 километрах от Истяцких юрт Тобольской губернии. Позже, когда хранитель музея Николай Лыткин вернулся к месту находки, он не обнаружил там никаких дополнительных предметов. Предполагалось, что территория Истяцкого клада — это остатки древнего жертвенного места или святилища, принадлежавшего одному из местных древних угорских племен.
Металлические, преимущественно бронзовые зеркала в культуре населения евразийских степей и лесостепей появились задолго до наступления железного века. В Южной Сибири производство местных зеркал возникло в середине II тысячелетия до нашей эры и продолжалось в больших масштабах в течение карасукского (XII–VIII века до нашей эры) и тагарского (VII–III века до нашей эры) периодов.
Зеркала с ручкой, отлитой вместе с диском, были распространены на Востоке начиная с бронзового века. Основная деталь зеркала по терминологии, предложенной исследовательницей Татьяной Кузнецовой, характеризуется термином «диск» — то есть плоская или выпукло-вогнутая круглая пластина. На многих предметах-дисках, которые определяли как зеркала или бляхи, нанесены рисунки, характерные для местной культуры. Чаще всего это гравировки, выполненные острым предметом, вероятнее всего, ножом.
Отдельную группу образуют гравировки на зеркалах и бляхах Истяцкого клада, на трех из которых изображены не свойственные северу Западной Сибири всадники. На остальных шести выгравированы хищные птицы с распахнутыми крыльями, «бобры», лось. Иконография зооморфных персонажей гораздо проще: звери или не поддаются идентификации, или изображают условных «бобров» с характерным заштрихованным косой сеткой хвостом.
Древнейшие зеркала — отполированные бронзовые диски, изначально были распространены в Средиземноморье. Зеркало из коллекции Тобольского музея было среди предметов Истяцкого клада, найденного крестьянином Трифоновым в 1886 году в 10 километрах от Истяцких юрт Тобольской губернии. Позже, когда хранитель музея Николай Лыткин вернулся к месту находки, он не обнаружил там никаких дополнительных предметов. Предполагалось, что территория Истяцкого клада — это остатки древнего жертвенного места или святилища, принадлежавшего одному из местных древних угорских племен.
Металлические, преимущественно бронзовые зеркала в культуре населения евразийских степей и лесостепей появились задолго до наступления железного века. В Южной Сибири производство местных зеркал возникло в середине II тысячелетия до нашей эры и продолжалось в больших масштабах в течение карасукского (XII–VIII века до нашей эры) и тагарского (VII–III века до нашей эры) периодов.
Зеркала с ручкой, отлитой вместе с диском, были распространены на Востоке начиная с бронзового века. Основная деталь зеркала по терминологии, предложенной исследовательницей Татьяной Кузнецовой, характеризуется термином «диск» — то есть плоская или выпукло-вогнутая круглая пластина. На многих предметах-дисках, которые определяли как зеркала или бляхи, нанесены рисунки, характерные для местной культуры. Чаще всего это гравировки, выполненные острым предметом, вероятнее всего, ножом.
Отдельную группу образуют гравировки на зеркалах и бляхах Истяцкого клада, на трех из которых изображены не свойственные северу Западной Сибири всадники. На остальных шести выгравированы хищные птицы с распахнутыми крыльями, «бобры», лось. Иконография зооморфных персонажей гораздо проще: звери или не поддаются идентификации, или изображают условных «бобров» с характерным заштрихованным косой сеткой хвостом.
#5
Дата создания: V в. до н. э. — V в. н. э.
Техника: бронза, литье, ковка
Размеры: 8,9×9 см
Коллекция: Археология
Правообладатель изображений: ГАУК ТО «ТМПО» структурное подразделение «Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник»
№ Госкаталога: 3466968
Техника: бронза, литье, ковка
Размеры: 8,9×9 см
Коллекция: Археология
Правообладатель изображений: ГАУК ТО «ТМПО» структурное подразделение «Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник»
№ Госкаталога: 3466968
#6
Отливка в виде всадника
#7
#8
Плоская отливка в виде всадника относится к культовым предметам из Истяцкого клада. Его нашли при расчистке почтовой дороги в 1886 году, предположительно на остатках жертвенного святилища. Эта территория принадлежала одному из древних угорских племен, живших недалеко от Истяцких юрт в Тобольской губернии. Истяцкий клад принадлежал шаману племени, кроме отливки всадника в нем нашли 75 блях с рисунками, фигурок антропоморфных птиц и сломанных бронзовых волков. Для кладов людей кулайской культуры раннего железного века, которые находят в таежной зоне, было характерно многообразие бронзовых изображений.
В мифологии народов ханты и манси всадник символизирует Мир-сусне-хума — «за миром наблюдающего человека», седьмого сына бога Нуми-Торума, посредника между небом и людьми. На своем белом восьмикрылом коне он объезжает землю на высоте облаков, он — «царь идущих облаков». Когда Мир-сусне-хум спускается на землю, под ноги его коню нужно ставить серебряные тарелочки. Его зооморфный облик — речной гусь.
Легенда гласит о том, что Мир-сусне-хум родился между небом и землей, когда его мать Калтащ-эква была спущена с неба в серебряной люльке — поэтому к нему, как и к Калтащ-экве, обращаются с мольбами о покровительстве детям. Мир-сусне-хум хотел повидать отца, и его хитроумная мать устроила так, что Нуми-Торум увидел Мир-сусне-хума раньше старших братьев — тот первым успел привязать своего чудесного коня к коновязи у дома отца. Так он получил не принадлежавшее ему старшинство, богатырское имя и отстоял свое право на главенство среди братьев в борьбе с Полум-Торумом. Рассказывают, что когда Полум-Торум отказался признать главенство Мир-сусне-хума, Нуми-Торум велел связать волосы соперников и положить братьев на крылатого коня. Кто завизжит от боли первым, тот лишится права на богатырское имя. Полум-Торум не выдержал испытания — ему досталась только часть имени верховного бога.
По велению отца Мир-сусне-хум наблюдает за жизнью людей, заботится о них, выступает посредником между людьми и богами, передает наказы своего небесного отца. У северных хантов и манси он выслушивает просьбы шаманов, обеспечивает прочность и стабильность дома и семьи, помогает людям излечиваться от болезней. Поэтому Мир-сусне-хуму приносили жертвы при рождении ребенка, при вступлении в брак, при болезни и перед долгим путешествием — ведь он сам был богом-странником.
В мифологии народов ханты и манси всадник символизирует Мир-сусне-хума — «за миром наблюдающего человека», седьмого сына бога Нуми-Торума, посредника между небом и людьми. На своем белом восьмикрылом коне он объезжает землю на высоте облаков, он — «царь идущих облаков». Когда Мир-сусне-хум спускается на землю, под ноги его коню нужно ставить серебряные тарелочки. Его зооморфный облик — речной гусь.
Легенда гласит о том, что Мир-сусне-хум родился между небом и землей, когда его мать Калтащ-эква была спущена с неба в серебряной люльке — поэтому к нему, как и к Калтащ-экве, обращаются с мольбами о покровительстве детям. Мир-сусне-хум хотел повидать отца, и его хитроумная мать устроила так, что Нуми-Торум увидел Мир-сусне-хума раньше старших братьев — тот первым успел привязать своего чудесного коня к коновязи у дома отца. Так он получил не принадлежавшее ему старшинство, богатырское имя и отстоял свое право на главенство среди братьев в борьбе с Полум-Торумом. Рассказывают, что когда Полум-Торум отказался признать главенство Мир-сусне-хума, Нуми-Торум велел связать волосы соперников и положить братьев на крылатого коня. Кто завизжит от боли первым, тот лишится права на богатырское имя. Полум-Торум не выдержал испытания — ему досталась только часть имени верховного бога.
По велению отца Мир-сусне-хум наблюдает за жизнью людей, заботится о них, выступает посредником между людьми и богами, передает наказы своего небесного отца. У северных хантов и манси он выслушивает просьбы шаманов, обеспечивает прочность и стабильность дома и семьи, помогает людям излечиваться от болезней. Поэтому Мир-сусне-хуму приносили жертвы при рождении ребенка, при вступлении в брак, при болезни и перед долгим путешествием — ведь он сам был богом-странником.
#9
Дата создания: V в. до н. э. — V в. н. э.
Техника: бронза, литье
Место создания: Россия, Среднее Прииртышье
Размеры: 10,8×9,5 см
Коллекция: Археология
Правообладатель изображений: ГАУК ТО «ТМПО» структурное подразделение «Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник»
№ Госкаталога: 3467261
Техника: бронза, литье
Место создания: Россия, Среднее Прииртышье
Размеры: 10,8×9,5 см
Коллекция: Археология
Правообладатель изображений: ГАУК ТО «ТМПО» структурное подразделение «Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник»
№ Госкаталога: 3467261
#10
Отливка птицы
#11
#12
В коллекции Тобольского губернского музея представлена плоская отливка в виде птицы с человеческой головой. Это элемент археологического памятника — Истяцкого клада, содержащего культовые предметы железного века. Он был найден при расчистке канавы на почтовой дороге возле Истяцких юрт в Тобольской губернии.
Отливка сделана из бронзы. Голову мастер срезал прямо, контур лица сливается с шеей. На одном плече птицы он отлил рельефное изображение медведя, на другом — неизвестного зверя. На груди мастер сделал рельефный рисунок, а также полосы, имитирующие крылья и хвост птицы.
Исследователи предполагали, что Истяцкий клад, часть которого представлена в музее, нашли на остатках древнего жертвенного места или святилища одного из местных угорских племен, проживавших на данной территории. Найденные вещи были культовыми и скорее всего принадлежали шаману — и являлись предметами жертвоприношений либо посредниками-помощниками в шаманских обрядах. Связь птиц с духовным миром характерна для мифологии финно-угров.
Отождествление души с крылатым образом птицы прослеживается практически у всех аборигенных этносов Сибири и Урала. Нарымские селькупы считали, что душ четыре, а главная, олицетворяющая жизненное начало, выглядит как птица с человеческим лицом. Ханты и манси предполагали наличие у живого человека пяти или четырех душ, при этом три души имели облик птиц. Иными словами, птицеидолы являлись вместилищем душ умерших людей.
Птицевидные идолы из меди и бронзы были широко распространены на Урале и в Западно-Сибирском регионе. Образ птицы с человеческим лицом относится к Кулайской культуре раннего железного века — это самый популярный образ того времени. Родиной Кулайской культуры стала таежная территория, протянувшаяся от Уральских гор на восток через всю Сибирь. Это одна из наиболее ярких культурно-исторических общностей, существовавших с середины I тысячелетия до нашей эры до середины I тысячелетия нашей эры. Название она получила по месту найденного на горе Кулайке в Чаинском районе Томской области в 1922 году клада — бронзового котла и мелких бронзовых и серебряных вещей.
Металл в районы Западной Сибири и далеко на север проник с Урала, из мест, где была развита Иткульская культура, относящаяся к первой половине раннего железного века (VII–III века до нашей эры). Ее территория занимала районы горно-лесного и лесостепного Зауралья. Археологи указывают на ее угорскую принадлежность. Иткульская культура получила название в честь озера Иткуль, где была выявлена.
Отливка сделана из бронзы. Голову мастер срезал прямо, контур лица сливается с шеей. На одном плече птицы он отлил рельефное изображение медведя, на другом — неизвестного зверя. На груди мастер сделал рельефный рисунок, а также полосы, имитирующие крылья и хвост птицы.
Исследователи предполагали, что Истяцкий клад, часть которого представлена в музее, нашли на остатках древнего жертвенного места или святилища одного из местных угорских племен, проживавших на данной территории. Найденные вещи были культовыми и скорее всего принадлежали шаману — и являлись предметами жертвоприношений либо посредниками-помощниками в шаманских обрядах. Связь птиц с духовным миром характерна для мифологии финно-угров.
Отождествление души с крылатым образом птицы прослеживается практически у всех аборигенных этносов Сибири и Урала. Нарымские селькупы считали, что душ четыре, а главная, олицетворяющая жизненное начало, выглядит как птица с человеческим лицом. Ханты и манси предполагали наличие у живого человека пяти или четырех душ, при этом три души имели облик птиц. Иными словами, птицеидолы являлись вместилищем душ умерших людей.
Птицевидные идолы из меди и бронзы были широко распространены на Урале и в Западно-Сибирском регионе. Образ птицы с человеческим лицом относится к Кулайской культуре раннего железного века — это самый популярный образ того времени. Родиной Кулайской культуры стала таежная территория, протянувшаяся от Уральских гор на восток через всю Сибирь. Это одна из наиболее ярких культурно-исторических общностей, существовавших с середины I тысячелетия до нашей эры до середины I тысячелетия нашей эры. Название она получила по месту найденного на горе Кулайке в Чаинском районе Томской области в 1922 году клада — бронзового котла и мелких бронзовых и серебряных вещей.
Металл в районы Западной Сибири и далеко на север проник с Урала, из мест, где была развита Иткульская культура, относящаяся к первой половине раннего железного века (VII–III века до нашей эры). Ее территория занимала районы горно-лесного и лесостепного Зауралья. Археологи указывают на ее угорскую принадлежность. Иткульская культура получила название в честь озера Иткуль, где была выявлена.
#13
Дата создания: V в. до н. э. — V в. н. э.
Техника: бронза, литье
Место создания: Россия, Среднее Прииртышье
Размеры: 12×7,4 см
Коллекция: Археология
Правообладатель изображений: ГАУК ТО «ТМПО» структурное подразделение «Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник»
Техника: бронза, литье
Место создания: Россия, Среднее Прииртышье
Размеры: 12×7,4 см
Коллекция: Археология
Правообладатель изображений: ГАУК ТО «ТМПО» структурное подразделение «Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник»
№ Госкаталога: 3455382
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Зеркало, Отливка в виде всадника, Отливка птицы
Коллекция
Выставка
0

Открыть в приложении
Поделиться