Жестяная шкатулка для чая Товарищества «Василiй Перловъ съ сыновьями»
Чай в России впервые появился в 1638 году, его преподнёс царю Михаилу Фёдоровичу монгольский Алтын-хан в качестве дипломатического подарка. Примечательно, что до конца XVII столетия отвар чайных листьев употребляли в основном как лекарство. В XVIII веке чай стал десертным напитком, но позволить себе его могли только очень состоятельные люди. Высокая стоимость была обусловлена долгой доставкой из Китая — единственного на тот исторический период региона выращивания чая. В России чайный лист продавался оптом, основная единица упаковки — деревянный ящик-цибик, обитый кожей. Размеры цыбиков не были стандартными, они могли вмещать от 40 до 80 фунтов (от 18 до 36 кг) рассыпного чая. На внутреннем рынке чай тоже реализовывался оптом.
Впервые продавать чай в розницу стали московские купцы Перловы. Родоначальник династии будущих чайных королей России Алексей Перлов открыл в Забайкалье закупочную контору и стал покупать чай напрямую у китайских торговцев, что позволило продавать чай по более низкой цене, чем у конкурентов. Сын Алексея, Василий, основал торговый дом «Василiй Перловъ съ сыновьями» и успешно продолжал дело отца. Первый свой оптово-розничный магазин фирма открыла в Москве в 1816 году в Старом гостином дворе. Здесь продавали чай по сортам, причём любыми порциями, в том числе очень маленькими. Благодаря этой мере даже небогатые люди смогли попробовать дорогие сорта чая. К концу XIX века только в Москве Перловы владели 14 магазинами, а всего их было 88.
Чай в России впервые появился в 1638 году, его преподнёс царю Михаилу Фёдоровичу монгольский Алтын-хан в качестве дипломатического подарка. Примечательно, что до конца XVII столетия отвар чайных листьев употребляли в основном как лекарство. В XVIII веке чай стал десертным напитком, но позволить себе его могли только очень состоятельные люди. Высокая стоимость была обусловлена долгой доставкой из Китая — единственного на тот исторический период региона выращивания чая. В России чайный лист продавался оптом, основная единица упаковки — деревянный ящик-цибик, обитый кожей. Размеры цыбиков не были стандартными, они могли вмещать от 40 до 80 фунтов (от 18 до 36 кг) рассыпного чая. На внутреннем рынке чай тоже реализовывался оптом.
Впервые продавать чай в розницу стали московские купцы Перловы. Родоначальник династии будущих чайных королей России Алексей Перлов открыл в Забайкалье закупочную контору и стал покупать чай напрямую у китайских торговцев, что позволило продавать чай по более низкой цене, чем у конкурентов. Сын Алексея, Василий, основал торговый дом «Василiй Перловъ съ сыновьями» и успешно продолжал дело отца. Первый свой оптово-розничный магазин фирма открыла в Москве в 1816 году в Старом гостином дворе. Здесь продавали чай по сортам, причём любыми порциями, в том числе очень маленькими. Благодаря этой мере даже небогатые люди смогли попробовать дорогие сорта чая. К концу XIX века только в Москве Перловы владели 14 магазинами, а всего их было 88.
В 1890 году произошло разделение фирмы. Сергей Васильевич зарегистрировал собственное «Товарищество чайной торговли „Сергей Васильевич Перлов и Ко“», нацеленное в основном на работу на внутреннем рынке Российской империи. Целевой группой населения для этого предприятия были состоятельные люди, поэтому в магазинах товарищества продавались в основном дорогие сорта чая — зелёный, жёлтый, белый, тёмные улуны и высококачественный красный чай, который мы сегодня называем чёрным. По заказу Сергея Васильевича в 1890–1893 годах в Москве было построено здание для фирменного магазина, где торговали колониальными товарами — чаем, кофе и сахаром.
Здесь же размещалась главная контора предприятия (на первом этаже), личное жилище владельца (на втором и третьем этажах), а также чаеразвесочная фабрика и склад продукции. В 1896 году фасад здания был обновлён. Теперь он напоминал картинку с изображением китайского городка со множеством домиков и пагод с характерно загнутыми вверх черепичными крышами.
Заслуги купцов Перловых в области распространения чая в России и популяризации культуры его потребления были оценены по достоинству. В 1887 году к столетнему юбилею фирмы вышел Высочайший указ о даровании Перловым потомственного дворянства.
Перловы владели магазинами не только на территории Российской империи, но и в Европе, составляя серьёзную конкуренцию голландским и английским торговым фирмам. Компания «Василiй Перловъ съ сыновьями» была поставщиком четырёх иностранных правительственных дворов.