Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Культура и быт адыгов»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Жилет детский, Корсет девичий, Черкеска детская

2
Открыть в приложении
#1
Жилет детский, Корсет девичий, Черкеска детская
#16

Жилет детский

#18
#2
Представленный детский жилет — «ныбалъ» — сшит из лилового бархата. Все изделие покрыто колоритным восточным узором, не характерным для традиционной адыгской орнаментики. Он выполнен сутажом из парчовых нитей золотистого цвета.

Сутажом называется узкий шнур в виде косички, сплетенный из шелковых ниток. Изначально его использовали, чтобы обшивать одежду драгоценными каменьями. Позднее сутажную вышивку стали воспринимать как отдельный элемент, которым мастерицы могли декорировать платья по своему вкусу и замыслу, и сутаж превратился в самостоятельное украшение.

На спине жилета вышито стилизованное Древо жизни с побегами бута по обеим сторонам. На полочках узор превращается в изысканные завитки. Орнамент всего жилета обрамляют параллельные линии сутажа, которые повторяют контуры самого жилета.

Многие богато украшенные предметы одежды в Россию ввозили из Османской империи. У черкесов на протяжении многих веков, начиная со Средневековья, был налажен контакт с купцами из государств и империй Средиземноморья и Ближнего Востока. В XVII — начале XIX века османо-черкесские отношения характеризовало взаимовыгодное сотрудничество, несмотря на то что на границах Черкесии (адыгского этнополитического пространства) у османов было лишь 5-7 прибрежных крепостей для торговли с адыгами.

Согласно данным различных источников, которые описывают османо–черкесскую торговлю, ориентировочная стоимость товаров, которые попадали в Черкесию из Османской империи, достигала 600 тысяч рублей серебром. Особым спросом у адыгов пользовались однотонные шелковые ткани, в первую очередь бархат, и всевозможные текстильные изделия: золотные нити, канитель и другие.

Проанализировав характерный орнамент на представленном жилете, специалисты предположили, что он попал в Черкесию из Османской Турции в XIX веке. К этому времени техника турецких мастериц достигла таких высот, что их вышивку воспринимали как настоящее искусство. Даже когда ею украшали самые, казалось бы, обыденные повседневные предметы: одежду и нижнее белье, головные уборы, ремни и носовые платки. В Турции самыми популярными видами золотого шитья были вышивка шнуром, сутажом и канителью (тонкой металлической нитью).

Узор на жилете относится к стилю «турецкого рококо», который появился в XIX в Османской империи. Для него были характерны орнаменты из цветочных гирлянд, больших листьев аканта, побегов бута и всевозможных завитков. Изысканное оформление данного «ныбалъ» свидетельствует о том, что он был частью праздничного комплекта детской одежды.
#17

Корсет девичий

#11
#6
Корсет — «шъохъта» — был частью традиционного костюма адыгских девушек. Носили его только в девичестве. Первый корсет девочка получала, когда ей исполнялось 9 или 10 лет. Перед тем, как впервые его надеть, она должна была обхватить свое запястье указательным и большим пальцем. Если сделать так не получалось, девочка оставалась без корсета, пока не проведет некоторое время на строгой диете.

Снимать корсет было не принято: это можно было сделать только во время купания или для того, что заменить порванные или сломанные детали.

Идеалом красоты адыги считали изящную стройную девушку с тонкой талией и плоской грудью. Этим они отличались от большинства других народов, которые предпочитали более полных женщин с округлыми формами. В 1724 году французский консул в Крыму Ксаверио Главани упоминал в своих записках об «известном черкесском обычае зашивать талью девушек в сафьян для придания стройности стану и задержки развития груди, так как считается неприличным девушке иметь пышный бюст».

Корсет начинался от ключиц и заканчивался ниже талии. Сзади его шнуровали и туго затягивали. Он предназначался не для того, чтобы скрыть недостатки фигуры, а, напротив, чтобы сформировать ее в соответствии с представлениями адыгов о красоте и здоровье. Спереди в корсет вшивали тонкие деревянные планки, которые ограничивали рост груди. Еще одна пластина проходила сзади, вдоль позвоночника: с ее помощью девушки учились держать ровную осанку.

Девичьи корсеты изготавливали из сафьяна — тонко выделанной овечьей или козьей кожи, которую обычно красили в яркие цвета.

Замужние женщины подобных корсетов не носили. Под верхнее платье они надевали небольшой корсаж, который облегал талию и помогал сохранить стройную фигуру.

Адыгский женский костюм помимо корсета включал в себя нательную рубашку из белой ткани, просторные шаровары, кафтанчик, сшитый по образцу мужской черкески, и длинное распашное платье, которое надевали поверх него. Верхнюю одежду богато украшали золотой и серебряной вышивкой. На голове девушки обязательно носили небольшие шапочки разной формы — округлые, высокие или в виде усеченного конуса. Такие уборы могли быть повседневными или праздничными, декорированными вышивкой и серебряными навершиями. Замужние женщины из знатных семей поверх шапочки покрывали голову шалью.
#19

Черкеска детская

#12
#9
Представленная в экспозиции детская черкеска — «цый» — выглядит точь-в-точь как традиционное одеяние зрелых адыгских мужчин, только гораздо меньшего размера. Мальчиков в Черкесии было принято воспитывать как воинов, поэтому они должны были практически с младенчества привыкать к «настоящему» мужскому костюму и его неотъемлемым деталям: чехлам для патронов, кинжалу и другим.

Национальный мужской костюм черкесов был довольно строгим. На нем не допускались никакие украшения и узоры, а внешне черкеска больше напоминала военный мундир. Носили ее постоянно: и дома, и во время работы, и в военном походе, и даже на праздниках.
#13
Корреспондент английской газеты «Таймс» Джей Эй Лонгворт, который в 1839 году приехал в Черкесию и прожил там около года, писал:
«Есть, однако, одно обстоятельство, которое особенно заслуживает внимания: это поразительное единообразие их [черкесов — прим. ред.] костюма, не только в целом, но и в мельчайших деталях и нюансах, что, придавая им сходство как членам одной семьи, вместе с тем является внешним выражением родства их чувств и обычаев, которое в действительности делает их единой семьей».
#15
Чем более потрепанной была черкеска, тем больше уважали ее владельца. Барон генерал-майор Карл Сталь в «Этнографическом очерке черкесского народа» отмечал:
«Ходить оборванным не составляет малейшего стыда, как для богатых, так и для бедных. Пренебрежение к щегольству обозначает даже настоящего наездника».
#14
Новая черкеска, чрезмерно украшенная галунами (полосами тесьмы из золотых нитей), напротив, производила на адыгов не лучшее впечатление, даже несмотря на то, что черкесские костюмы многие путешественники называли самой изящной и щеголеватой одеждой на Кавказе. 

«Заметим, — писал известный адыгский просветитель Хан-Гирей, — что слишком пышно одеваться почитается у них [черкесов — прим. ред.] не очень приличным, почему стараются более щеголять вкусом». 
 
Традиционные черкески чаще всего шили из домотканого сукна. Поэтому цвета костюмов соответствовали естественным оттенкам шерсти: черному, серому или коричневому. Для создания цветных черкесок мастерицы использовали различные натуральные красители. А вот белые черкески встречались реже: их могли надевать только адыгские князья — и только на праздники.
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Жилет детский, Корсет девичий, Черкеска детская

2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%