#1
Жилет детский, Корсет девичий, Черкеска детская
#16
#18
#2
Представленный детский жилет — «ныбалъ» — сшит из лилового бархата. Все изделие покрыто колоритным восточным узором, не характерным для традиционной адыгской орнаментики. Он выполнен сутажом из парчовых нитей золотистого цвета.
Сутажом называется узкий шнур в виде косички, сплетенный из шелковых ниток. Изначально его использовали, чтобы обшивать одежду драгоценными каменьями. Позднее сутажную вышивку стали воспринимать как отдельный элемент, которым мастерицы могли декорировать платья по своему вкусу и замыслу, и сутаж превратился в самостоятельное украшение.
На спине жилета вышито стилизованное Древо жизни с побегами бута по обеим сторонам. На полочках узор превращается в изысканные завитки. Орнамент всего жилета обрамляют параллельные линии сутажа, которые повторяют контуры самого жилета.
Многие богато украшенные предметы одежды в Россию ввозили из Османской империи. У черкесов на протяжении многих веков, начиная со Средневековья, был налажен контакт с купцами из государств и империй Средиземноморья и Ближнего Востока. В XVII — начале XIX века османо-черкесские отношения характеризовало взаимовыгодное сотрудничество, несмотря на то что на границах Черкесии (адыгского этнополитического пространства) у османов было лишь 5-7 прибрежных крепостей для торговли с адыгами.
Согласно данным различных источников, которые описывают османо–черкесскую торговлю, ориентировочная стоимость товаров, которые попадали в Черкесию из Османской империи, достигала 600 тысяч рублей серебром. Особым спросом у адыгов пользовались однотонные шелковые ткани, в первую очередь бархат, и всевозможные текстильные изделия: золотные нити, канитель и другие.
Проанализировав характерный орнамент на представленном жилете, специалисты предположили, что он попал в Черкесию из Османской Турции в XIX веке. К этому времени техника турецких мастериц достигла таких высот, что их вышивку воспринимали как настоящее искусство. Даже когда ею украшали самые, казалось бы, обыденные повседневные предметы: одежду и нижнее белье, головные уборы, ремни и носовые платки. В Турции самыми популярными видами золотого шитья были вышивка шнуром, сутажом и канителью (тонкой металлической нитью).
Узор на жилете относится к стилю «турецкого рококо», который появился в XIX в Османской империи. Для него были характерны орнаменты из цветочных гирлянд, больших листьев аканта, побегов бута и всевозможных завитков. Изысканное оформление данного «ныбалъ» свидетельствует о том, что он был частью праздничного комплекта детской одежды.
#17
Корсет девичий
#11
#6
Корсет — «шъохъта» — был частью традиционного костюма адыгских девушек. Носили его только в девичестве. Первый корсет девочка получала, когда ей исполнялось 9 или 10 лет. Перед тем, как впервые его надеть, она должна была обхватить свое запястье указательным и большим пальцем. Если сделать так не получалось, девочка оставалась без корсета, пока не проведет некоторое время на строгой диете.
Снимать корсет было не принято: это можно было сделать только во время купания или для того, что заменить порванные или сломанные детали.
Идеалом красоты адыги считали изящную стройную девушку с тонкой талией и плоской грудью. Этим они отличались от большинства других народов, которые предпочитали более полных женщин с округлыми формами. В 1724 году французский консул в Крыму Ксаверио Главани упоминал в своих записках об «известном черкесском обычае зашивать талью девушек в сафьян для придания стройности стану и задержки развития груди, так как считается неприличным девушке иметь пышный бюст».
Корсет начинался от ключиц и заканчивался ниже талии. Сзади его шнуровали и туго затягивали. Он предназначался не для того, чтобы скрыть недостатки фигуры, а, напротив, чтобы сформировать ее в соответствии с представлениями адыгов о красоте и здоровье. Спереди в корсет вшивали тонкие деревянные планки, которые ограничивали рост груди. Еще одна пластина проходила сзади, вдоль позвоночника: с ее помощью девушки учились держать ровную осанку.
Девичьи корсеты изготавливали из сафьяна — тонко выделанной овечьей или козьей кожи, которую обычно красили в яркие цвета.
Замужние женщины подобных корсетов не носили. Под верхнее платье они надевали небольшой корсаж, который облегал талию и помогал сохранить стройную фигуру.
Адыгский женский костюм помимо корсета включал в себя нательную рубашку из белой ткани, просторные шаровары, кафтанчик, сшитый по образцу мужской черкески, и длинное распашное платье, которое надевали поверх него. Верхнюю одежду богато украшали золотой и серебряной вышивкой. На голове девушки обязательно носили небольшие шапочки разной формы — округлые, высокие или в виде усеченного конуса. Такие уборы могли быть повседневными или праздничными, декорированными вышивкой и серебряными навершиями. Замужние женщины из знатных семей поверх шапочки покрывали голову шалью.
#19
Черкеска детская
#12
#9
Представленная в экспозиции детская черкеска — «цый» — выглядит точь-в-точь как традиционное одеяние зрелых адыгских мужчин, только гораздо меньшего размера. Мальчиков в Черкесии было принято воспитывать как воинов, поэтому они должны были практически с младенчества привыкать к «настоящему» мужскому костюму и его неотъемлемым деталям: чехлам для патронов, кинжалу и другим.
Национальный мужской костюм черкесов был довольно строгим. На нем не допускались никакие украшения и узоры, а внешне черкеска больше напоминала военный мундир. Носили ее постоянно: и дома, и во время работы, и в военном походе, и даже на праздниках.
#13
Корреспондент английской газеты «Таймс» Джей Эй Лонгворт, который в 1839 году приехал в Черкесию и прожил там около года, писал:
«Есть, однако, одно обстоятельство, которое особенно заслуживает внимания: это поразительное единообразие их [черкесов — прим. ред.] костюма, не только в целом, но и в мельчайших деталях и нюансах, что, придавая им сходство как членам одной семьи, вместе с тем является внешним выражением родства их чувств и обычаев, которое в действительности делает их единой семьей».
#15
Чем более потрепанной была черкеска, тем больше уважали ее владельца. Барон генерал-майор Карл Сталь в «Этнографическом очерке черкесского народа» отмечал:
«Ходить оборванным не составляет малейшего стыда, как для богатых, так и для бедных. Пренебрежение к щегольству обозначает даже настоящего наездника».
#14
Новая черкеска, чрезмерно украшенная галунами (полосами тесьмы из золотых нитей), напротив, производила на адыгов не лучшее впечатление, даже несмотря на то, что черкесские костюмы многие путешественники называли самой изящной и щеголеватой одеждой на Кавказе.
«Заметим, — писал известный адыгский просветитель Хан-Гирей, — что слишком пышно одеваться почитается у них [черкесов — прим. ред.] не очень приличным, почему стараются более щеголять вкусом».
Традиционные черкески чаще всего шили из домотканого сукна. Поэтому цвета костюмов соответствовали естественным оттенкам шерсти: черному, серому или коричневому. Для создания цветных черкесок мастерицы использовали различные натуральные красители. А вот белые черкески встречались реже: их могли надевать только адыгские князья — и только на праздники.
«Заметим, — писал известный адыгский просветитель Хан-Гирей, — что слишком пышно одеваться почитается у них [черкесов — прим. ред.] не очень приличным, почему стараются более щеголять вкусом».
Традиционные черкески чаще всего шили из домотканого сукна. Поэтому цвета костюмов соответствовали естественным оттенкам шерсти: черному, серому или коричневому. Для создания цветных черкесок мастерицы использовали различные натуральные красители. А вот белые черкески встречались реже: их могли надевать только адыгские князья — и только на праздники.
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Жилет детский, Корсет девичий, Черкеска детская
Коллекция
Выставка
2

Открыть в приложении
Поделиться