В коллекции Нефтеюганского историко-художественного музейного комплекса представлена бронзовая фигурка в виде змеи. Ее обнаружили во время раскопок археологического памятника Городище Соровское 10 близ озера Большое Соровское. В фонд Музея реки Обь, где экспонат выставляется сейчас, она поступила в 2012 году. Исследователи предполагают, что возраст этого зооморфа — около 1000 лет.
Скульптуры животных с рельефными орнаментами обобщенно называют звериным стилем. Ученые предполагают, что люди начали изготавливать зооморфные фигуры, как только освоили литье из бронзы или железа. Первые известные находки датируются V тысячелетием до нашей эры. Чаще всего изображали обожествленных животных, хищных зверей, птиц и фантастических существ, например грифонов. Звериный стиль отличался от простых изображений животных тем, что сюжет подчинялся правилам декоративного искусства: персонажей расставляли симметрично, в орнаментах присутствовал ритм, а в образах животных — условность.
Из всех изваяний археологи чаще обнаруживают фигуры медведей, лосей или птиц. Изображения рептилий встречаются редко.
Исследователи считают, что образы средневековой художественной металлопластики связаны с представлениями о мироустройстве тех лет. Например, птица — один из самых распространенных персонажей — воспринималась как посредник между миром человека и миром духов, была вестником богов и посланником людей. Рептилии же символизировали дорогу в иные миры.
Змейку из нефтеюганской коллекции создали в IX веке нашей эры. Средневековые мастера изобразили ее в динамической позе: змея будто ползет. Этот эффект достигнут за счет чуть изогнутого тела. Туловище змеи плоское, а на спине виден декор в виде 14 овальных рельефов. На территории Западной Сибири часто обнаруживают средневековые литые фигуры с отображенной скелетной структурой. Возможно, мастер узорными элементами обозначил змеиный позвоночник. Голова животного изготовлена более реалистично: она объемная с проработанными глазами, ноздрями и ртом. Реализм и естественность формы змеи говорит о мастерстве автора.
Скульптуры животных с рельефными орнаментами обобщенно называют звериным стилем. Ученые предполагают, что люди начали изготавливать зооморфные фигуры, как только освоили литье из бронзы или железа. Первые известные находки датируются V тысячелетием до нашей эры. Чаще всего изображали обожествленных животных, хищных зверей, птиц и фантастических существ, например грифонов. Звериный стиль отличался от простых изображений животных тем, что сюжет подчинялся правилам декоративного искусства: персонажей расставляли симметрично, в орнаментах присутствовал ритм, а в образах животных — условность.
Из всех изваяний археологи чаще обнаруживают фигуры медведей, лосей или птиц. Изображения рептилий встречаются редко.
Исследователи считают, что образы средневековой художественной металлопластики связаны с представлениями о мироустройстве тех лет. Например, птица — один из самых распространенных персонажей — воспринималась как посредник между миром человека и миром духов, была вестником богов и посланником людей. Рептилии же символизировали дорогу в иные миры.
Змейку из нефтеюганской коллекции создали в IX веке нашей эры. Средневековые мастера изобразили ее в динамической позе: змея будто ползет. Этот эффект достигнут за счет чуть изогнутого тела. Туловище змеи плоское, а на спине виден декор в виде 14 овальных рельефов. На территории Западной Сибири часто обнаруживают средневековые литые фигуры с отображенной скелетной структурой. Возможно, мастер узорными элементами обозначил змеиный позвоночник. Голова животного изготовлена более реалистично: она объемная с проработанными глазами, ноздрями и ртом. Реализм и естественность формы змеи говорит о мастерстве автора.