Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Геленджик: история и современность»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве
#1
Зрительная труба
#2
Одним из важных атрибутов путешественников, командиров и мореходов XII–XIX веков была зрительная или подзорная труба — оптический прибор для наблюдения за удаленными объектами. Она использовалась для наблюдения за звездами, при охоте, разведке и изучении ландшафта.

Издревле пытливые умы разных эпох пытались создать прибор, который помог бы человеческому глазу видеть дальше. Свойства сосуда с водой отклонять лучи и увеличивать предмет были замечены еще в античности. В 1268 году английский монах-францисканец Роджер Бэкон описал прототип подзорной трубы. Известный ученый Леонардо да Винчи смог разработать уже детальную схему подзорной трубы с двумя линзами.

Знаменитый итальянский ученый Галилео Галилей сконструировал подзорную трубу и в 1624 году запустил ее серийное производство. Почти одновременно с Галилеем немецкий ученый-астроном Иоганн Кеплер в книге «Диоптрика» 1611 года предложил свою конструкцию подзорной трубы с улучшенной конструкцией, которую назвали «Кеплеровой системой». В отличие от Галилеевой трубы, зрительный прибор Кеплера давал гораздо большее увеличение благодаря двум двояковыпуклым стеклам, первое из которых формировало изображение, а второе его увеличивало. Однако недостаток Кеплеровой трубы был в том, что она давала перевернутое изображение. И только в 1850 году итальянский инженер-оптик Игнацио Порро для того, чтобы получить неперевернутое изображение и сделать подзорную трубу более короткой, придумал систему призм, переворачивающих изображение. Достигался этот эффект благодаря тому, что луч света проходил сквозь призмы и отражался от них четыре раза. Подзорные трубы используются и совершенствуются и в наши дни.

Подзорная труба типа Кеплера, хранящаяся в музее, имеет шестикратное увеличение. Для удобства хранения и переноски корпус устройства состоит из четырех полых трубок разного диаметра, вкладываемых одна в другую, что способствует уменьшению длины подзорной трубы. Для сохранности оптического прибора и удобства наружная труба обшита кожей: это защищает корпус от вмятин при ударе и не дает скользить в руке. Окуляр трубы снабжен задвижкой, предотвращающей повреждение линзы. Внутри окулярной трубы имеется линзовая оборачивающая система.
#3
Наименование: Зрительная труба
Дата создания: вторая половина XIX века
Техника: медь, оптическое секло, кожа; заводская сборка
Размеры: длина — 40 см, диаметр — 34 мм
#4
Пулелейка
#5
Пулелейка — это инструмент для отливки свинцовых пуль. Свинец еще с древности использовали для изготовления боеприпасов, так как он стоил недорого, был широко распространен, доступен, устойчив к изменению влажности и легко плавился. На протяжении значительного времени форма пули изменялась, а вместе с ней эволюционировало и устройство для пополнения боезапаса. Существовало несколько типов пулелеек по калибру, форме пуль и по внешнему виду. Они могли быть рассчитаны на одновременную отливку одной или сразу нескольких пуль.

Найденная в районе Геленджика пулелейка внешне похожа на клещи, только имеет полость для заливки свинца. Этот инструмент использовался солдатами гарнизона Геленджикского укрепления. Конкретно такой вариант пулелейки применялся для изготовления пуль Минье к нарезным винтовкам. Русским солдатам периода Кавказской войны приходилось самостоятельно изготавливать пули из выдаваемого свинца.

На первый взгляд процесс отливки пули не кажется таким уж сложным: его суть сводится к тому, что расплавленный свинец выливался в полость в форме пули, остывал в ней, после чего пулелейку открывали и извлекали готовое изделие. Но на самом деле все было несколько сложнее. Форму для отливки нарезной пули, куда заливался свинец, перед началом работы нужно было натереть мелом, чтобы предотвратить окисление. Температуру нагрева свинца определяли на глаз, что требовало определенного опыта. Недостаточно нагретый свинец не полностью заполнял собой полость формы и становился слоистым. Перегретый же приводил к окислению поверхности и продолжал кипеть внутри формы, что приводило к созданию раковин и пустот внутри пули. Само литье металла должно было быть равномерным, ведь при спешке воздух не успевал выйти из полости, а при промедлении свинец застывал слоями, и пуля получалась неровной. Сама пулелейка также должна была быть разогретой. Для этого делалось несколько пробных отливок. Получившиеся пули тщательно осматривались, проверялась их форма и цвет. Только по достижении удовлетворительного результата начиналась отливка пуль. Ведь в случае возникновения брака меткость и дальность стрельбы значительно ухудшались.

С пулелейкой обращались бережно, не допускали засорения ее гнезд свинцом и мелким мусором. Чистка пулелейки наждаком и толченым кирпичом категорически запрещалась. По окончании работы пулелейку тщательно протирали чистой ветошью, металлические детали смазывали тонким слоем деревянного масла (так называют низший сорт оливкового масла).
#6
Наименование: Пулелейка
Дата создания: середина XIX века
Техника: железо, литье
Размеры: 26,5×5×5,5 см
#7
Пистолет кремниевый кавказский
#8
Пистолет был одним из видов вспомогательного вооружения адыгского воина.

Первые пистолеты — громоздкие и неудобные — появились в XV веке. Они выглядели как короткий ствол, закрепленный на деревянной колодке, а порох воспламенялся при помощи фитиля. В целом пистолет того периода отличался от ружья по большей части размером и весом. Создание пистолета было вызвано необходимостью вооружить огнестрельным оружием всадников: если пехотинец мог справиться с ружьем, то для всадника это было весьма затруднительно, особенно учитывая сложность заряжения.

В дальнейшем пистолеты изменялись параллельно с остальными видами огнестрельного оружия. Одно из усовершенствований в конструкции пистолета разработал Леонардо да Винчи — это был колесцовый замок, заводившийся ключом. Примечательно, что он стал единственным изобретением великого ученого и изобретателя, получившим прижизненное признание.

Дальность и меткость пистолетного выстрела уступали ружейному и зависели от образца пистолета. Было разработано множество устройств этого оружия, подходящих для различных целей: от пригодных для стрельбы в упор короткоствольных пистолетов до длинноствольных, стреляющих на 30–40 метров. Сложность перезарядки и относительно малая дальность стрельбы делали пистолет скорее второстепенным оружием для адыгских воинов. Тем не менее благодаря небольшому размеру пистолета воин мог нести с собой несколько заряженных экземпляров и использовать их на средней и малой дистанции.

В экспозиции музея представлен кавказский пистолет ручной работы, гладкоствольный, с кремнево-ударным замком, калибра 11 мм. Он был передан в музей из Адыгейского областного краеведческого музея в 1971 году. Такой пистолет был популярен у адыгов, особенно среди представителей феодальной аристократии. У него тонкое деревянное ложе, которое — как и цевье ружей — изготавливали преимущественно из ореха. Кремневый затвор похож на ружейный, но меньшего размера. Ствол довольно длинный, не имеет нарезов и прицельных приспособлений, крепится к ложе и рукояти тремя скобами — обоймицами и хвостовиком.
#9
Наименование: Пистолет кремниевый кавказский
Дата создания: XIX век
Техника: сталь, дерево, ковка, ручная работа
Размеры: 35×10×5 см
#10
Пороховница
#11
Пороховница — это один из основных атрибутов снаряжения воина или охотника. Она представляет из себя емкость для запаса пороха, который носил стрелок. Пороховница входила в снаряжение стрелка наряду с другими частями снаряжения — мешочками для пуль и запасом пыжей. Использовали пороховницу для заряжания дульнозарядного оружия. Происходило это следующим образом: в ствол помещался порох (в ранних вариантах оружия в отмеренном количестве с уплотнением пыжом), после чего в ствол вкатывалась пуля, за которой следовал еще один пыж, препятствовавший выкатыванию пули обратно. Только с XVII века использовался уже готовый патрон. Однако в обоих вариантах зарядки необходимо было помещать затравочный порох на полку замка и поджигать его для выстрела.

Начиная с XV века существовали различные виды пороховниц. Они вышли из употребления, став ненужными, с внедрением в конце XIX века унитарных патронов. Примечательно, что в наши дни пороховница сохранилась в геральдике. Например, на гербе Федерального агентства по государственным резервам Российской Федерации. Также стала крылатой фраза с упоминанием этого предмета — «есть еще порох в пороховницах» из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

В маленьких пороховницах, или натрусках, как еще их называли, хранили высококачественный «затравочный» порох, насыпавшийся на полку ружейного или пистолетного кремневого замка для воспламенения основного заряда.

Пороховницей вообще мог служить любой удобный мешочек, коробка или сосуд, но предпочтение отдавалось чаще всего двум видам — круглой и в виде рога. Представленный образец выполнен из рога коровы. Такая конструкция позволяла держать порох сухим, а форма была удобна для использования: позволяла отмерять необходимое для затравки количество пороха благодаря мерке в горловине. Это, в свою очередь, помогало быстрее зарядить оружие.

Подобные элементы снаряжения изготавливались местными мастерами в кустарных условиях, на них всегда находился спрос. Обычно пороховница имела кольца, благодаря которым крепилась к поясу или оружейному ремню, чтобы всегда быть под рукой и не теряться.
#12
Наименование: Пороховница
Дата создания: первая половина XX века
Техника: рог, металл, кустарное производство
Размеры: 17×6×3,5 см
#13
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Труба, Пулелейка, Пистолет, Пороховница

0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%