Несомненно, Александр Сергеевич посещал Псковский кремль.
Кремль или кром, как называют его псковичи, – сердце города. Он стоит на высоком мысу в месте слияния двух рек: полноводной реки Великой и мелкой извилистой реки Псковы.
На звоннице Псковского кремля висел когда-то вечевой колокол – символ вольницы древних псковичей. И, несомненно, слышал в Пскове Александр Сергеевич красивую легенду о его судьбе. Якобы колокол наш свезли на Валдай. Там разбили его на мелкие кусочки и разбросали. Но если ухом к земле припасть, то со всех сторон слышится мелодичный грустный звон множества колокольчиков.
Здесь перед златоглавым Троицким собором когда-то шумело и бурлило псковское вече.
Здесь совершались все важнейшие события в жизни средневекового города-государства.
Заходить в кремль Пушкин мог еще через старинные Великие ворота, которые не сохранились. А дальше шел к Троицкому собору по захабу. Этот узкий проход, зажатый с боков каменными стенами с бревенчатыми боевыми настилами, должен был защитить кремль от вражеского натиска на случай, если противник прорвется внутрь. Преодолев в горочку сумрачный захаб, Пушкин, как и сегодняшние посетители Псковского кремля, вступал на светлую, широкую вечевую площадь.
Разумеется, Пушкин не мог не побывать и в Троицком соборе Псковского кремля, возведенном в конце XVII в. на месте старого храма.
В Троицком соборе ему, конечно же, показывали гробницы князя Всеволода и князя Довмонта.
Осматривая старинные надгробия, поэт мог обратить внимание, что под одним из них покоится не князь, а псковский юродивый по имени Николай Салос, или попросту Николка. Он жил в XVI в. и спас город Псков от расправы Иоанна Грозного. Поэтому Николай Салос известен как псковский чудотворец.
Кстати, жители Пскова до сих пор чтят Николая Салоса как заступника города. Когда вы приедете в Псков и услышите звон колокола Троицкого собора, вспомните о святом Николае Салосе, который не испугался самого Ивана Грозного…