Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Виртуальная прогулка по псковским мостам»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Рижский мост

Время создания
2022
Размер
20x30 см
Техника
бумага, фотопечать
0
Открыть в приложении
#1

Рижский мост через р. Великую стоит особняком — и в истории Пскова, и среди «великорецких» мостов. Ведь это первый железнодорожный мост в черте города. И, на самом деле, именно он, а не Ольгинский мост стал первым постоянным псковским мостом, перекинутым через Великую.

Его история начинается во второй половине XIX века. 


С 1852 по 1862 гг. в Российской империи была построена Петербурго-Варшавская железная дорога, проходившая в том числе и через Псков. Через 12 лет псковичи предложили проложить железную дорогу и на Ригу. 


В знаменитом альбоме псковского краеведа Натана Левина «Псков на старых открытках» фото Рижского железнодорожного моста сопровождается таким текстом:

#7

Еще в июле 1874 года Псковская городская Дума обратилась в столицу с просьбой о проведении железной дороги на Ригу. Однако только в 1885 году Госсовет одобрил проект Псково-Рижской дороги с веткой от Валги к Дерпту (Тарту). Работы начались с весны следующего года, и 14 сентября в Пскове состоялась торжественная закладка моста через Великую.

#8

Строить мост решили в Выползовой слободе за храмом святого Никиты с поля (в Пскове его еще называли церковью Никиты Гусятника — день памяти святого, отмечавшийся по старому стилю 15 сентября, совпадал с отлетом на юг гусей). Храм, к сожалению, был уничтожен немцами во время Великой Отечественной войны. Топоним «Выползова слобода» тоже ушел в историю. Между тем, его происхождение весьма интересно: исследователи полагают, что название слободы было связано с событиями осады Пскова войсками Стефана Батория: в этом месте располагались вырытые врагами траншеи, откуда они в буквальном смысле слова выползали, идя на штурм Пскова.


А закладка Рижского железнодорожного моста была действительно торжественной: на дно Великой опустили закладной камень с фамилиями руководителей стройки на металлической доске. Заведовал стройкой инженер путей сообщения Сергей Викторович Григорьев, а сооружался мост по проекту Дмитрия Ивановича Журавского и Станислава Валериановича Кербедза. Стройка стала местом настоящего паломничества псковичей. Так, в апреле 1888 г. они впервые наблюдали за работой водолазов, поднимавших со дна реки обтесанные камни, которые ледоход сорвал с быков.

В мае строители приступили к сборке металлических конструкций. К июлю 1888 г. все работы по возведению Рижского железнодорожного моста были завершены.


Как и многим мостовым сооружениям Пскова этому мосту не суждена была долгая жизнь. Впервые он пострадал во время Гражданской войны, но его удалось восстановить. В Государственном архиве Псковской области хранится протокол № 28 заседания экономического совещания при Псковском Губисполкоме от 24 апреля 1921 г., в котором говорится: 

#10

Слушали доклад об открытии Рижского моста. Постановили возбудить ходатайство о награждении отряда Варшавской линии Северо-западной железной дороги Орденом Красного знамени труда за блестящее выполнение работ по восстановлению Рижского железнодорожного моста.

#6

Награждены были 5 человек из головного отряда.


А через двадцать лет Рижский железнодорожный мост стал местом событий одновременно трагических и героических. В 1941 г. наши войска с боями отступали. Перед отступающими была поставлена задача заминировать Рижский мост и взорвать его. Это удалось младшему лейтенанту Семену Байкову, за что ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.


В начале войны немцы восстановили мост для того, чтобы в 1944 г. при отступлении снова его взорвать.


Строительство нового моста после освобождения Пскова началось сразу же. Сначала временного, а уже после Победы постоянного — такого, каким мы видим его сейчас.


Это единственный мост в Пскове, который построен правильно — его опоры раскалывают лед по весне. Все остальные мосты в Пскове имеют полукруглые опоры, которые не в состоянии расколоть идущий вниз по течению лед, в результате чего образуются заторы.

#2
#4

Следующая точка маршрута — Мост имени 50-летия Октября 

#5
читать дальшескрыть

Рижский мост

Время создания
2022
Размер
20x30 см
Техника
бумага, фотопечать
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%