Каменное изваяние с зеркально расположенными личинами археологи обнаружили в низовьях реки Тёя в Аскизском районе Республики Хакасия. Стела была установлена в углу ограды кургана тагарской культуры на правом берегу реки, у ее устья.
Изваяние было высечено из красного песчаника, его высота составляет примерно 2,5 метра. Края плиты обломаны. На нее нанесены фрагментарно сохранившиеся изображения двух человекоподобных личин. У одной из них до нашего времени сохранилась только нижняя часть с вытянутым овальным ртом и поперечным орнаментальным поясом из треугольников. Ниже пояса можно увидеть следы выбитой горизонтальной линии, отделяющей нижнюю часть. Эта личина, по предположениям историков, была выбита первой. Поверх нее и чуть ниже выбиты полушарные лунки — знаки и символы жертвоприношений.
Летом в полнолуние на священных горах хакасы проводили так называемое небесное жертвоприношение. В нем принимали участие мужчины, дети и подростки, шаманов и замужних женщин на церемонию не допускали. Руководил ритуалом глава общины. Небесное жертвоприношение состояло из ритуала приношения кобыльего молока, ритуала заклания жертвы и угощения небесных сил паром вареного мяса. После поклонения Великому Небу приступали к трапезе, играли на музыкальных инструментах, устраивали игры и состязания.
У другой личины, наоборот, сохранилась верхняя часть, с левым глазом и тремя лучами. Ее высекли на камне уже позже, после того как отслоился крупный фрагмент плиты с изображением первой личины. Камень перевернули, и новую личину изобразили зеркально по отношению к первой. Рот и нижняя часть первого, раннего лика послужили деталями нового изображения. Такое предположение подтверждают другие известные случаи сделанных в ту же эпоху повторно использованных изваяний, которые имеют по две личины на обоих концах стел.
Верхняя, «глазная» часть второй личины отделена горизонтальной линией. На ней выбиты глаза в виде кругов с точками и наголовная часть с изображением трех лучей, постепенно сужающихся кверху. В верхней части, прямо на лбу личины, выбиты две фигуры — быка и человека. Кроме того, на стеле высечено еще одно изображение животного, какого именно — археологам установить не удалось.
Изваяние было высечено из красного песчаника, его высота составляет примерно 2,5 метра. Края плиты обломаны. На нее нанесены фрагментарно сохранившиеся изображения двух человекоподобных личин. У одной из них до нашего времени сохранилась только нижняя часть с вытянутым овальным ртом и поперечным орнаментальным поясом из треугольников. Ниже пояса можно увидеть следы выбитой горизонтальной линии, отделяющей нижнюю часть. Эта личина, по предположениям историков, была выбита первой. Поверх нее и чуть ниже выбиты полушарные лунки — знаки и символы жертвоприношений.
Летом в полнолуние на священных горах хакасы проводили так называемое небесное жертвоприношение. В нем принимали участие мужчины, дети и подростки, шаманов и замужних женщин на церемонию не допускали. Руководил ритуалом глава общины. Небесное жертвоприношение состояло из ритуала приношения кобыльего молока, ритуала заклания жертвы и угощения небесных сил паром вареного мяса. После поклонения Великому Небу приступали к трапезе, играли на музыкальных инструментах, устраивали игры и состязания.
У другой личины, наоборот, сохранилась верхняя часть, с левым глазом и тремя лучами. Ее высекли на камне уже позже, после того как отслоился крупный фрагмент плиты с изображением первой личины. Камень перевернули, и новую личину изобразили зеркально по отношению к первой. Рот и нижняя часть первого, раннего лика послужили деталями нового изображения. Такое предположение подтверждают другие известные случаи сделанных в ту же эпоху повторно использованных изваяний, которые имеют по две личины на обоих концах стел.
Верхняя, «глазная» часть второй личины отделена горизонтальной линией. На ней выбиты глаза в виде кругов с точками и наголовная часть с изображением трех лучей, постепенно сужающихся кверху. В верхней части, прямо на лбу личины, выбиты две фигуры — быка и человека. Кроме того, на стеле высечено еще одно изображение животного, какого именно — археологам установить не удалось.