Плиту из красного песчаника обнаружили в среднем течении реки Карыш, неподалеку от бывшей геологической базы в Ширинском районе Хакасии. Ее перевезли в село Малая Сыя, затем передали в Ширинский музей, а в 2010 году она стала частью коллекции Хакасского национального краеведческого музея.
Плита датируется примерно концом III — началом II тысячелетия до нашей эры, то есть периодом окуневской археологической культуры. Именно в это время было создано большинство знаменитых хакасских личин — антропоморфных изображений на каменных изваяниях. Все они имели разный размер и разную степень детализации: встречались как примитивные рисунки из линий и точек, так и проработанные рельефные изображения, близкие к реальной человеческой внешности или наделенные фантастическими чертами.
Плита имеет округлую форму, на ее краях сохранились следы грубой обработки. Две трещины — одна небольшая, вторая проходит через всю поверхность плиты — делят ее на три неравные части.
В центре на камень нанесена сложная трехглазая личина: вероятно, она обозначала божество из древних хакасских мифов. Два глаза намечены окружностями с точками в центре. У третьего, который располагается посередине лба, точки нет. Рот, как и у большинства подобных изображений, представляет собой овальное углубление, а ноздри — две небольшие круглые выемки.
Между глазами и ртом располагается горизонтальная черта, которая делит личину поперек на две части. Со лба к ней спускаются две вертикальные волнистые линии: они обозначают расположение носа, а также отделяют изображение третьего глаза от остального рисунка.
От внешнего края личины к глазам тянутся высеченные в камне змеи с раскрытыми пастями. Их хвосты выходят за контур лица и превращаются в бычьи рога. Еще одно схематическое изображение змеи располагается между ртом и ноздрями.
По обе стороны от личины на камне высечены два круга с точками в центре. Также на плите видны рисунки бычьих ушей и рогов, треугольники, которые переходят в ромбы с раздвоенными кончиками. Вероятно, таким образом мастер схематически изобразил наконечники копий с развилкой в виде змеиного жала. Считалось, что отождествление оружия с ядовитой рептилией придает ему особую силу.
Плита датируется примерно концом III — началом II тысячелетия до нашей эры, то есть периодом окуневской археологической культуры. Именно в это время было создано большинство знаменитых хакасских личин — антропоморфных изображений на каменных изваяниях. Все они имели разный размер и разную степень детализации: встречались как примитивные рисунки из линий и точек, так и проработанные рельефные изображения, близкие к реальной человеческой внешности или наделенные фантастическими чертами.
Плита имеет округлую форму, на ее краях сохранились следы грубой обработки. Две трещины — одна небольшая, вторая проходит через всю поверхность плиты — делят ее на три неравные части.
В центре на камень нанесена сложная трехглазая личина: вероятно, она обозначала божество из древних хакасских мифов. Два глаза намечены окружностями с точками в центре. У третьего, который располагается посередине лба, точки нет. Рот, как и у большинства подобных изображений, представляет собой овальное углубление, а ноздри — две небольшие круглые выемки.
Между глазами и ртом располагается горизонтальная черта, которая делит личину поперек на две части. Со лба к ней спускаются две вертикальные волнистые линии: они обозначают расположение носа, а также отделяют изображение третьего глаза от остального рисунка.
От внешнего края личины к глазам тянутся высеченные в камне змеи с раскрытыми пастями. Их хвосты выходят за контур лица и превращаются в бычьи рога. Еще одно схематическое изображение змеи располагается между ртом и ноздрями.
По обе стороны от личины на камне высечены два круга с точками в центре. Также на плите видны рисунки бычьих ушей и рогов, треугольники, которые переходят в ромбы с раздвоенными кончиками. Вероятно, таким образом мастер схематически изобразил наконечники копий с развилкой в виде змеиного жала. Считалось, что отождествление оружия с ядовитой рептилией придает ему особую силу.