Чаатасами древние хакасы называли воинские захоронения. Это название буквально означало «камень войны». В некоторых хакасских легендах говорилось, что такие курганы сложены из обломков скал, которыми сражались древние богатыри.
На чаатасах устанавливали менгиры — вертикально вытянутые каменные глыбы из грубо обработанного природного камня. На них изображали так называемые личины — лица человекоподобных существ, вероятно богов или духов из хакасской мифологии.
Каменная стела высотой более 3 метров из коллекции Хакасского национального краеведческого музея служила менгиром для чаатаса, который располагался в полутора километрах от станции Аскиз. В музей ее перевез в 1953 году археолог Альберт Липский.
Изваяние датируется примерно концом III — началом II тысячелетия до нашей эры. Нижняя его часть обломана. На плоском яйцевидном выступе высечено изображение рогатой личины неизвестного божества с тремя глазами. Нос намечен двумя вертикальными линиями, два глаза имеют форму окружности с лункой в центре, третий расположился посреди лба и обозначен двумя концентрированными кругами. Рот у личины широкий, выглядит как овальный желобок.
Над личиной находится едва заметное изображение змеи с открытой пастью. В мифах многих народов, в том числе и хакасов, эта рептилия относилась к Нижнему миру, где обитали злые духи, враждебные людям. Однако иногда змея или извивающийся дракон могли символизировать дождь и молнию.
На задней части стелы также сохранилось изображение дракона с открытой пастью, из которой извергается огонь. Его частично перекрывает другой, более поздний рисунок — фигура оленя. В мифах сибирских народов это животное часто ассоциировалось с солнцем и добрыми божествами. Вероятно, это связано с тем, что олени служили основным источником мяса и потому постепенно стали символизировать жизнь.
Линии и лунки на одной из боковых плоскостей изваяния образуют еще одну личину. У нее тоже три глаза: этот мотив характерен для хакасских каменных личин, созданных около 5000 лет назад. Третий глаз состоит из трех правильных окружностей с точкой в центре и располагается немного выше двух других.
На чаатасах устанавливали менгиры — вертикально вытянутые каменные глыбы из грубо обработанного природного камня. На них изображали так называемые личины — лица человекоподобных существ, вероятно богов или духов из хакасской мифологии.
Каменная стела высотой более 3 метров из коллекции Хакасского национального краеведческого музея служила менгиром для чаатаса, который располагался в полутора километрах от станции Аскиз. В музей ее перевез в 1953 году археолог Альберт Липский.
Изваяние датируется примерно концом III — началом II тысячелетия до нашей эры. Нижняя его часть обломана. На плоском яйцевидном выступе высечено изображение рогатой личины неизвестного божества с тремя глазами. Нос намечен двумя вертикальными линиями, два глаза имеют форму окружности с лункой в центре, третий расположился посреди лба и обозначен двумя концентрированными кругами. Рот у личины широкий, выглядит как овальный желобок.
Над личиной находится едва заметное изображение змеи с открытой пастью. В мифах многих народов, в том числе и хакасов, эта рептилия относилась к Нижнему миру, где обитали злые духи, враждебные людям. Однако иногда змея или извивающийся дракон могли символизировать дождь и молнию.
На задней части стелы также сохранилось изображение дракона с открытой пастью, из которой извергается огонь. Его частично перекрывает другой, более поздний рисунок — фигура оленя. В мифах сибирских народов это животное часто ассоциировалось с солнцем и добрыми божествами. Вероятно, это связано с тем, что олени служили основным источником мяса и потому постепенно стали символизировать жизнь.
Линии и лунки на одной из боковых плоскостей изваяния образуют еще одну личину. У нее тоже три глаза: этот мотив характерен для хакасских каменных личин, созданных около 5000 лет назад. Третий глаз состоит из трех правильных окружностей с точкой в центре и располагается немного выше двух других.