Плита девонского песчаника с изображением была найдена в северо-восточной стене тагарского кургана, около фермы Аскизского овцесовхоза села Усть-Камышта в Хакасии. Курган относится к ранним этапам тагарской культуры и датируется VIII–VII веком до нашей эры.
В нижней части плиты в технике точечной выбивки нанесено изображение фигуры человека, прорисованы верхняя одежда, обувь и головной убор. Точками показаны глаза, простыми короткими линиями — нос и рот. На головном уборе по центру выбита небольшая окружность. Слева от фигуры человека — еще одна окружность, внутри которой двумя линиями намечен крест, справа от него — фигура в виде лопатки животного. Выше слева видны тамгообразные изображения — тамгой называли родовой знак. На нижнем конце одного из них видны перекрещивающиеся линии, на верхнем — сердцевидной формы фигура. Другая тамга выполнена в виде змеевидной линии. В нижней части под изображением лопатки можно заметить знак крестообразной формы с округлениями на концах.
Изображение на плите датируется предположительно концом XIX — началом XX века, это значительно позже времени строительства кургана. Древняя традиция нанесения смысловых рисунков на камне развивалась на протяжение тысячелетий и продолжала сохраняться в культуре хакасского народа. Исследователи не сомневаются, что на плиту нанесено изображение шамана с бубном.
Шаманизм как верование существовал на территории Хакасско-Минусинской котловины несколько тысячелетий. Шаманы считались носителями сверхъестественных способностей, они представляли особую социальную прослойку, благодаря им исполнялись религиозные культы. Согласно хакасской мифологии, первого человека создал верховный творец Худай, а первого шамана (по-хакасски — кам) — бог подземного мира Ирлик-хан. Одним из ритуальных атрибутов шамана и инструментом общения с высшими силами был бубен. В нем сосредотачивались духи, он заменял переносной алтарь, служил транспортным средством для путешествий в верхний и нижние миры и был оружием. Изображенная лопатка животного, вероятно, является гадальным приспособлением: для этого часто использовалась правая баранья лопатка. Ее высушивали и держали заткнутой под крышей юрты на мужской половине. Знаки, выбитые выше, называются тамгами и обозначают принадлежность к тому или иному хакасскому роду.
В нижней части плиты в технике точечной выбивки нанесено изображение фигуры человека, прорисованы верхняя одежда, обувь и головной убор. Точками показаны глаза, простыми короткими линиями — нос и рот. На головном уборе по центру выбита небольшая окружность. Слева от фигуры человека — еще одна окружность, внутри которой двумя линиями намечен крест, справа от него — фигура в виде лопатки животного. Выше слева видны тамгообразные изображения — тамгой называли родовой знак. На нижнем конце одного из них видны перекрещивающиеся линии, на верхнем — сердцевидной формы фигура. Другая тамга выполнена в виде змеевидной линии. В нижней части под изображением лопатки можно заметить знак крестообразной формы с округлениями на концах.
Изображение на плите датируется предположительно концом XIX — началом XX века, это значительно позже времени строительства кургана. Древняя традиция нанесения смысловых рисунков на камне развивалась на протяжение тысячелетий и продолжала сохраняться в культуре хакасского народа. Исследователи не сомневаются, что на плиту нанесено изображение шамана с бубном.
Шаманизм как верование существовал на территории Хакасско-Минусинской котловины несколько тысячелетий. Шаманы считались носителями сверхъестественных способностей, они представляли особую социальную прослойку, благодаря им исполнялись религиозные культы. Согласно хакасской мифологии, первого человека создал верховный творец Худай, а первого шамана (по-хакасски — кам) — бог подземного мира Ирлик-хан. Одним из ритуальных атрибутов шамана и инструментом общения с высшими силами был бубен. В нем сосредотачивались духи, он заменял переносной алтарь, служил транспортным средством для путешествий в верхний и нижние миры и был оружием. Изображенная лопатка животного, вероятно, является гадальным приспособлением: для этого часто использовалась правая баранья лопатка. Ее высушивали и держали заткнутой под крышей юрты на мужской половине. Знаки, выбитые выше, называются тамгами и обозначают принадлежность к тому или иному хакасскому роду.