В музее хранится одиночное каменное изваяние, которое нашли в окрестностях села Усть-Есь Аскизского района Хакасии. Камень лежал в степи в двух километрах к северо-западу от села. В исторических источниках говорится, что изваяние находилось на жертвенном месте. Вероятно, местные жители приходили сюда в определенное время и приносили камню дары в виде пищи. Хакасы «кормили» изваяние и просили благополучия для семьи.
Изображение на камне рельефное, имеет вид скульптуры. Также на нем присутствуют рисунки, которые выполнены в технике точечной выбивки.
В центральной части изваяния, на его узкой грани, нанесено антропоморфное (человекоподобное) изображение — личина. Рельефом выделен овал лица, на нем видны глаза в виде окружностей с точками по центру — зрачками. От удлиненного носа отходят сдвоенные горизонтальные линии, подчеркнуты надбровные дуги и скулы, углублением показан рот, ниже двумя согнутыми сдвоенными линиями обозначен подбородок. У рта можно увидеть «уголки».
У весьма реалистичного изображения человеческого лица есть и фантастические элементы: бычьи рога и звериные уши. Их можно рассмотреть с широкой стороны. Исследователи предполагают, что так древний мастер изобразил на камне какое-то божество.
В верхней части центральной личины просматриваются извилистые змеевидные линии, которые передают образ мифологического существа — фантастического зверя. В нижней части изваяния на лицевой стороне изображен круг с четырьмя небольшими выступами-треугольниками. Такие знаки получили название солярных, солнечных. На правой стороне изваяния выбито не менее трех подобных символов. Здесь же изображена корова — священное животное. По центру в более позднее время была выбита тамга. Это знак, который обозначает принадлежность к определенному хакасскому роду.
Об этом изваянии у села Усть-Есь исследователи знали с конца XIX века, его не раз описывали в научной литературе. В 1960-е годы камень вывез сотрудник музея Альберт Липский — известный хакасский археолог, заслуженный работник культуры РСФСР.
Изображение на камне рельефное, имеет вид скульптуры. Также на нем присутствуют рисунки, которые выполнены в технике точечной выбивки.
В центральной части изваяния, на его узкой грани, нанесено антропоморфное (человекоподобное) изображение — личина. Рельефом выделен овал лица, на нем видны глаза в виде окружностей с точками по центру — зрачками. От удлиненного носа отходят сдвоенные горизонтальные линии, подчеркнуты надбровные дуги и скулы, углублением показан рот, ниже двумя согнутыми сдвоенными линиями обозначен подбородок. У рта можно увидеть «уголки».
У весьма реалистичного изображения человеческого лица есть и фантастические элементы: бычьи рога и звериные уши. Их можно рассмотреть с широкой стороны. Исследователи предполагают, что так древний мастер изобразил на камне какое-то божество.
В верхней части центральной личины просматриваются извилистые змеевидные линии, которые передают образ мифологического существа — фантастического зверя. В нижней части изваяния на лицевой стороне изображен круг с четырьмя небольшими выступами-треугольниками. Такие знаки получили название солярных, солнечных. На правой стороне изваяния выбито не менее трех подобных символов. Здесь же изображена корова — священное животное. По центру в более позднее время была выбита тамга. Это знак, который обозначает принадлежность к определенному хакасскому роду.
Об этом изваянии у села Усть-Есь исследователи знали с конца XIX века, его не раз описывали в научной литературе. В 1960-е годы камень вывез сотрудник музея Альберт Липский — известный хакасский археолог, заслуженный работник культуры РСФСР.