Изваяние из долины озера Белё Ширинского района Республики Хакасия использовалось в качестве строительного материала при сооружении тагарского кургана.
Тагарской культурой называют археологическую культуру эпохи бронзы и железа VIII–III вв. до н. э. Свое название она получила по острову Тагарский на реке Енисей. В начале 1920-х годов историк Сергей Теплоухов занимался изучением подобных памятников и подразделил их на несколько хронологических групп. Эту эпоху он назвал минусинской курганной культурой. Такое деление сохранилось до наших дней, а вот название культуры не прижилось. Позднее археолог Сергей Киселев предложил другое наименование — тагарская культура, — и оно стало общепринятым.
В VI–IV веках до нашей эры тагарцы строили в степях Южной Сибири памятники-погребения своих вождей. Например, в урочище Салбык ученые обнаружили около десятка гигантских курганов. Со временем они ушли под землю, но изначально представляли собой четырехгранные земляные пирамиды, окруженные каменной оградой.
Представленное в экспозиции изваяние, которое использовали при строительстве ограды кургана, было создано значительно раньше, представителями окуневской археологической культуры конца III — начала II тысячелетия до нашей эры.
На выветренной поверхности камня можно увидеть трещины и отслоения поверхностной корки. Верхняя часть монумента обломана. На боковых гранях изваяния сохранилось по два изображения солярных знаков, символов солнца и вселенной. Еще один такой же знак выбит на задней стороне каменной стелы. Там же можно увидеть фигуры двух коров, частично перекрывающие друг друга. Помимо этого, в разных местах камня выбиты отдельные круглые лунки.
На узкой стороне изваяния изображена личина с бычьими рогами и ушами, с длинным тонким носом. На лбу выбиты морщины. Ниже этой личины расположено изображение большой, широко раскрытой пасти с оскаленными заостренными клыками, закругленными коренными зубами и длинным, утолщающимся к концу языком. Скорее всего, рисунок изображает медведя. Особенностью этого изваяния является множество глубоких рельефных завитков на плоскости камня позади медвежьей пасти, изображающих, вероятно, длинную шерсть животного.
Тагарской культурой называют археологическую культуру эпохи бронзы и железа VIII–III вв. до н. э. Свое название она получила по острову Тагарский на реке Енисей. В начале 1920-х годов историк Сергей Теплоухов занимался изучением подобных памятников и подразделил их на несколько хронологических групп. Эту эпоху он назвал минусинской курганной культурой. Такое деление сохранилось до наших дней, а вот название культуры не прижилось. Позднее археолог Сергей Киселев предложил другое наименование — тагарская культура, — и оно стало общепринятым.
В VI–IV веках до нашей эры тагарцы строили в степях Южной Сибири памятники-погребения своих вождей. Например, в урочище Салбык ученые обнаружили около десятка гигантских курганов. Со временем они ушли под землю, но изначально представляли собой четырехгранные земляные пирамиды, окруженные каменной оградой.
Представленное в экспозиции изваяние, которое использовали при строительстве ограды кургана, было создано значительно раньше, представителями окуневской археологической культуры конца III — начала II тысячелетия до нашей эры.
На выветренной поверхности камня можно увидеть трещины и отслоения поверхностной корки. Верхняя часть монумента обломана. На боковых гранях изваяния сохранилось по два изображения солярных знаков, символов солнца и вселенной. Еще один такой же знак выбит на задней стороне каменной стелы. Там же можно увидеть фигуры двух коров, частично перекрывающие друг друга. Помимо этого, в разных местах камня выбиты отдельные круглые лунки.
На узкой стороне изваяния изображена личина с бычьими рогами и ушами, с длинным тонким носом. На лбу выбиты морщины. Ниже этой личины расположено изображение большой, широко раскрытой пасти с оскаленными заостренными клыками, закругленными коренными зубами и длинным, утолщающимся к концу языком. Скорее всего, рисунок изображает медведя. Особенностью этого изваяния является множество глубоких рельефных завитков на плоскости камня позади медвежьей пасти, изображающих, вероятно, длинную шерсть животного.