Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Югорское наследие»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Кукла акань, косы, полоса, сумочка для рукоделия

0
Открыть в приложении
#1
Автор неизвестен, Каюкова Т.И., Каюкова А.
Кукла «акань» и Ложные косы и Орнаментальная полоса и Сумочка для рукоделия
#15
Кукла акань
#3
Акань — традиционная кукла обских угров. Обскими уграми называют народы ханты и манси, коренное население Ханты-Мансийского округа.

У северных народов дети играли разными игрушками: мальчики осваивали миниатюрные луки и арканы, использовали старую упряжь и куски рыболовных сетей, а девочки шили куклы акань.

Изготавливали игрушку из туго свернутых кусочков ткани. При этом использовали не только ткань — сукно или ситец, но и кусочки меха. Лица таким куклам не делали. Ханты верили, что кукла с лицом приобретает душу и может навредить ребенку. Также считалось, что если кукла с глазами останется без присмотра, то в нее может вселиться злой дух.

Первые куклы для девочки делала мать или бабушка, позднее они учили ее шить самостоятельно и акань, и одежду для нее. Ханты считали, что о девушке судят по ее умению рукодельничать. Поэтому с раннего возраста девочек обучали шитью, а куклы помогали отрабатывать навыки. Взрослые следили за тем, чтобы акань собирали только из обрывков новой ткани, ни в коем случае нельзя было использовать остатки ношеной одежды. Считалось, что материал, пропитанный запахом человека, — его тень, и если закопать такую куклу в землю, то можно наслать на него болезнь или даже гибель.

Часто девочки создавали целый набор кукол, который изображал их семью. Куклы-мужчины были крупнее, чем куклы-женщины. Отличались они и одеждой, которую шили как настоящую — с орнаментами, головными уборами, поясами и капюшонами.

К куклам ханты относились с суеверием. По их поверью, как сложится судьба у куклы, такая жизнь ждет и ее хозяйку. Поэтому девочки берегли своих кукол, они становились талисманами и сопровождали женщин до старости.

В Нефтеюганском историко-художественном музейном комплексе хранят крупную коллекцию хантыйских кукол акань, некоторые из них экспонируются на выставке «Югорское наследие». Одну из кукол приобрели в 1991 году в художественном салоне Окружного краеведческого музея. В фонд музея ее передали в 2000 году.

Куклу изготовили по старинным канонам из хлопчатобумажной ткани. Низ платья украсили орнаментом, который встречается на одежде восточных хантов, — он называется «щучьи зубы».
#19
Полное наименование: Кукла акань
Дата создания: 1990-е годы
Техника: шитье ручное
Место создания: Ханты-Мансийский автономный округ
Размеры: 13,5×12 см
Коллекция: Историко-художественный музейный комплекс
Правообладатель изображений: Историко-художественный музейный комплекс
#16
Ложные косы
#22
В старину у многих народов одним из признаков красоты, здоровья и благополучия считались длинные волосы. Коренные народы Западной Сибири не были исключением, поэтому всячески старались удлинить косы. В фольклоре многие божества, богатыри и их избранницы представляются «косатыми». В противовес им лысый человек и безволосые божества считались слабыми, ущербными. Культ длинных волос прослеживается и в материальной культуре: даже традиционным куклам при изготовлении крепили косы до пояса, украшенные бусинами и бисером.

Ханты верили, что в волосах заключена не только красота, но и духовная сила человека. В народе существовало множество примет и правил, связанных с волосами. При стрижке следили, чтобы они не разлетелись, а после запрещалось их разбрасывать. Считалось, что в противном случае душа будет плутать в поисках волос.

Косы носили не только женщины, но и мужчины. В первые годы советской власти косы хантам состригали насильно, их считали пережитком прошлого. Однако после окончания Великой Отечественной войны традиция носить длинные прически вернулась.

Чтобы визуально удлинить свои волосы, женщины использовали ложные косы. Основой этого аксессуара была овальная пластина, которую обтягивали сукном, украшали пуговицами и монетами. Лобную часть украшения старались обильно орнаментировать бисером. К затылочной части с двух сторон крепили два жгута, которые изготавливали из сукна. Суконные жгуты обматывали вокруг настоящих волос таким образом, что натуральные косы скрывались за ложными. Правил декорирования этого аксессуара не было, поэтому все зависело только от достатка и мастерства женщины.

В этнографической коллекции Музея реки Обь хранятся черные суконные «пут лантос» — это национальное наименование ложных кос. Они изготовлены в начале XX века. Косы обвиты переплетенными шерстяными разноцветными нитями, к которым подвешены кольца, цепь из меди, отливки, пуговица. Издавна считалось, что звон металла отпугивает нечисть, поэтому металлические изделия в ложных косах были не только украшением, но и оберегом женщины, призванным отвести от нее злых духов.
#21
Полное наименование: Ложные косы
Дата создания: начало XX века
Техника: шитье ручное
Размеры: длина — 66 см
Место создания: Нефтеюганский район
Коллекция: Историко-художественный музейный комплекс
Правообладатель изображений: Историко-художественный музейный комплекс
#17
Орнаментальная полоса
#20
Ханты украшали орнаментами шубы, суконную одежду и традиционную обувь. У разных групп хантов орнаментальное искусство развивалось по-разному. У салымских после освоения Сибири оно практически затерялось вместе с традиционной одеждой и укладом жизни. Юганские же ханты сохраняют его и в наши дни. Их орнамент отличается многообразием сюжетов, строгостью и четкостью построения узора.

Для создания узоров хантыйские женщины использовали разные материалы: бересту, мех, ровдугу (замшу), сукно. Шили покупными металлическими иглами, но прежде пользовались самодельными — из косточек ног оленя или белки, рыбьей кости. При шитье надевали на указательный палец наперсток без донышка — самодельный костяной или покупной металлический. Иглы хранили в игольниках, которые изготавливали из сукна, меха, хлопчатобумажных тканей.

Часто орнаменты вышивали бисером. Когда и как появился этот материал в Сибири, достоверно выяснить не удается до сих пор. Исследователи полагают, что его могли завезти купцы, которые приезжали за пушниной. В основном они привозили разноцветный непрозрачный бисер, иногда выточенный вручную из раковин. Ханты приобретали белый, зеленый, голубой и красный бисер. Белый использовали в качестве фона, а остальные цвета — для создания ритмичного узора.

Одновременно орнамент мог нести несколько функций: декоративную, охранную и коммуникативную. Некоторые орнаменты выполняли в строго определенное время, по случаю какого-либо события. Например, медвежий след на рукавице вышивали охотнику, который добыл медведя.

В фондах Нефтеюганского историко-художественного музейного комплекса хранятся орнаментальные полосы, сплетенные женщинами юганской группы хантов. В экспозиции «Югорское наследие» представлены две бисерные ленты. На одной из них изображен орнамент «щучьи зубы» в виде смещенного косого креста с лучевидными отростками. Желтый фон и темные круги образуют еще один узор — «головки», имеющие в центре косой крестик. Обычно «щучьи зубы» используются в качестве дополнительной отделки основного узора. Такими орнаментальными полосками декорировали верхнюю одежду, пришивали их самодельными сухожильными нитями. Полосу изготовили в 1990 году в юртах Каюковых Нефтеюганского района.
#23
Полное наименование: Орнаментальная полоса
Автор: Каюкова Татьяна Александровна
Дата создания: 1990 год
Техника: бисероплетение
Место создания: Нефтеюганский район
Размеры: 141×3 см
Коллекция: Историко-художественный музейный комплекс
Правообладатель изображений: Историко-художественный музейный комплекс
#18
Сумочка для рукоделия
#25
У обских угров о красоте девушки судили по качеству и художественному оформлению ее одежды. Девочку с малых лет обучали шитью и вышиванию, а когда она взрослела, изготавливала себе наряды самостоятельно. После замужества и рождения детей женщина шила для всей семьи.

Первое приспособление для рукоделия девочке дарили в шесть лет: мать делала для нее специальную коробку из бересты и пихтовой коры. Сначала в ней хранились куклы, а после — вещи, необходимые для шитья и вышивки: жилы, ножницы, наперсток, игольница с иглами, лоскутки. Для этих целей существовали и меховые сумочки — тучаны. Шить тучан могли не только из меха, но и из кожи или ткани. Сумочку декорировали вышивкой и орнаментом, который должен был оберегать хозяйку от злых духов, а по бокам пришивали кисточки с монетами и бусинами. Уже к 13–15 годам девушка имела несколько таких тучанов. Функции берестяной коробки для рукоделия и меховой сумки схожи, однако, отправляясь на стойбище или в лес, женщина брала с собой сумку, потому что она легче и удобнее. В тучане женщины хранили не только принадлежности для шитья, но и собственные амулеты. Сюда же складывали и детские пуповины.

В Музее реки Обь хранится коллекция традиционных хантыйских сумок для рукоделия. В экспозиции «Югорское наследие» представлен тучан, который сшили в 1980-х годах в юртах Пунси, расположенных в Нефтеюганском районе. Для его изготовления использовали две шкуры с лобной части голов оленя. Шкурки сшили ворсом наружу, а между ними вставили орнаментированную полосу ровдуги — замши. Ровдужная полоса украшена мозаикой в виде орнамента «голова лошади». Отверстия глаз зашиты синим сукном и декорированы бисером. Над отверстиями обозначены надбровные дуги в виде двух орнаментальных полос. Также на тучане имеется две пары ушек, расшитых разноцветным бисером.

Застежки на тучане не делали, вместо них использовали кулиску, благодаря которой верхний край можно было затянуть. Тучан сопровождал женщину на протяжении всей ее жизни, и даже после смерти владелицы сумочку хоронили вместе с ней.
#24
Полное наименование: Сумочка для рукоделия
Автор: Каюкова Алевтина
Дата создания: 1980-е годы
Техника: шитье ручное
Место создания: Деревня Каюково
Размеры: 30×20×3,5 см
Коллекция: Историко-художественный музейный комплекс
№ Госкаталога: 18836260
Правообладатель изображений: Историко-художественный музейный комплекс
#14
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Кукла акань, косы, полоса, сумочка для рукоделия

0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%