Еще в начале XIX века практически в любой гостиной можно было встретить «гостевой» альбом: друзья семьи оставляли в нем на память хозяевам мадригалы, теплые признания и зарисовки.
Благодаря французским изобретателям Жозефу Нисефору Ньепсу и Луи Жаку Манде Дагеру мир познакомился с искусством фотографии (термин ввел в обиход английский ученый Джон Фредерик Уильям Гершель). Менее года спустя англичанин Уильям Генри Фокс Тальбот составил первый фотоальбом, а в 1846 году — целую книгу «Карандаш природы» (The Pencil of Nature), которую украшали фотоиллюстрации — пейзажи и архитектурные памятники.
В 1850-х годах во Франции вошли в моду cartes-de-visite — фотокарточки формата 11,4×6,4 см. Они предназначались для визиток, но скоро стали предметом коллекционирования: их покупали, дарили, обменивались ими с единомышленниками. Благодаря спросу, продиктованному коллекционерами, появились и специальные фотоальбомы. Под карточки делались прорези и кармашки соответствующего формата, прочный книжный переплет надежно защищал коллекцию. Позднее от окошек и прорезей отказались, оставив только плотные картонные страницы: в таких альбомах можно было хранить не только визитки, но и памятные письма, открытки, газетные вырезки с портретами актеров, музыкантов и других знаменитых личностей.
В конце XIX века в России «гостевые» альбомы уступили место фотографическим. В них снова стали делать окошки, но уже под снимки различного формата. Для предохранения карточек от выцветания и царапин страницы перекладывали листами папиросной бумаги или кальки. Уголки для крепления фотографий позволяли при необходимости вытащить реликвию и прочитать надпись на обороте. Кроме того, считается, что фотографии, зафиксированные уголками, а не клеем, меньше страдают от перепадов температуры и потому меньше деформируются. Плотные картонные страницы придают фотоальбому особый шарм.
Из коллекционных альбомы сделались сугубо домашними: по хранившимся в них снимкам можно было «прочитать» историю семьи, познакомить детей с их предками, сохранить память о значимых событиях в жизни семьи.
Благодаря французским изобретателям Жозефу Нисефору Ньепсу и Луи Жаку Манде Дагеру мир познакомился с искусством фотографии (термин ввел в обиход английский ученый Джон Фредерик Уильям Гершель). Менее года спустя англичанин Уильям Генри Фокс Тальбот составил первый фотоальбом, а в 1846 году — целую книгу «Карандаш природы» (The Pencil of Nature), которую украшали фотоиллюстрации — пейзажи и архитектурные памятники.
В 1850-х годах во Франции вошли в моду cartes-de-visite — фотокарточки формата 11,4×6,4 см. Они предназначались для визиток, но скоро стали предметом коллекционирования: их покупали, дарили, обменивались ими с единомышленниками. Благодаря спросу, продиктованному коллекционерами, появились и специальные фотоальбомы. Под карточки делались прорези и кармашки соответствующего формата, прочный книжный переплет надежно защищал коллекцию. Позднее от окошек и прорезей отказались, оставив только плотные картонные страницы: в таких альбомах можно было хранить не только визитки, но и памятные письма, открытки, газетные вырезки с портретами актеров, музыкантов и других знаменитых личностей.
В конце XIX века в России «гостевые» альбомы уступили место фотографическим. В них снова стали делать окошки, но уже под снимки различного формата. Для предохранения карточек от выцветания и царапин страницы перекладывали листами папиросной бумаги или кальки. Уголки для крепления фотографий позволяли при необходимости вытащить реликвию и прочитать надпись на обороте. Кроме того, считается, что фотографии, зафиксированные уголками, а не клеем, меньше страдают от перепадов температуры и потому меньше деформируются. Плотные картонные страницы придают фотоальбому особый шарм.
Ко второй половине XIX века фотоальбомы прибрели большую популярность. Все большее внимание уделялось их качеству и оригинальному внешнему виду.
Из коллекционных альбомы сделались сугубо домашними: по хранившимся в них снимкам можно было «прочитать» историю семьи, познакомить детей с их предками, сохранить память о значимых событиях в жизни семьи.