Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Трижды три неба»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Антропоморфная ритуальная скульптура

Время создания
1950-е гг.
Размер
70x24x16 см
Техника
дерево, бусины, натуральные красители
1
Открыть в приложении
#2
Антропоморфная ритуальная скульптура
#3

Сэвэны группы Маси-Дюли. Дюлины.

#4
Сэвэны этой антропоморфной группы изображений выступают в роли покровителей дома и семьи. Нанайское слово «маси» можно перевести как «сильный», «мужественный». В ульчском языке слово «маси» употребляется и в значении «хозяин дома». Однако информанты чаще говорят сэвэне маси как о женщине. Дело в том, что изначально данное изображение было парным — мужским и женским, но постепенно из пары стали изображать только одного сэвэна, подразумевая, что в тонком духовном мире рядом пребывает его партнер. Наименование «дюли» исследователи соотносят с названием одного из видов души «джулемджи». 

У народов Приамурья имелось представление, что человек получает несколько душ. Джулемжи это та душа, которая остается после смерти человека и может, как вредить, так и помогать потомкам. Вселённая в правильное изображение, она станет покровителем дома.
#5
Сэвэны этого типа помещались на самом почетном месте — у стены «мало (мали)», которая находится в глубине дома, напротив входа.  Их близость к очагу дома подчеркнута специфической окраской — они черные, словно закопченные. Чтобы не дожидаться естественного загрязнения, мастера подвергали фигурку поверхностному обжигу, коптили дымом или окрашивали краской замешанной на саже.
#6
Дюлины это одни из самых массивных изображений, которые выполнялись из древесины лиственницы — дерева прочного, устойчивого к внешним воздействиям, и со временем, становящимся только прочнее. Можно сказать, что в коллекции музея это одни из старейших изображений, так как, в отличие от остальных ритуальных скульптур, маси-дюли передавались по наследству.
 
Других сэвэнов, помощников, а уж тем более, лечебных, изображавших недуги, и, особенно, шаманских сэвэнов после смерти хозяев старались не сохранять. Промысловые сэвэны в лесу разрушались сами, старые, отслужившие сэвэны убирались на крыши домов, где медленно истлевали. Музей стал «хорошим» способом избавиться от сэвэнов как от «хранилищ» чужой энергетики.
 
А старинные закопченные маси-дюли, сделанные из лиственницы, обладающие магической силой создавать в доме благополучие, успех в промысловые делах, излечивать легкие хвори домочадцев и сегодня стоят в некоторых домах по селам Амура.
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть

Антропоморфная ритуальная скульптура

Время создания
1950-е гг.
Размер
70x24x16 см
Техника
дерево, бусины, натуральные красители
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%