Антропоморфная ритуальная скульптура
Время создания
1950-е гг.
Размер
70x24x16 см
Техника
дерево, бусины, натуральные красители
Выставка
1
Открыть в приложении#2
Антропоморфная ритуальная скульптура
#3
#4
Сэвэны этой антропоморфной группы изображений выступают в роли покровителей дома и семьи. Нанайское слово «маси» можно перевести как «сильный», «мужественный». В ульчском языке слово «маси» употребляется и в значении «хозяин дома». Однако информанты чаще говорят сэвэне маси как о женщине. Дело в том, что изначально данное изображение было парным — мужским и женским, но постепенно из пары стали изображать только одного сэвэна, подразумевая, что в тонком духовном мире рядом пребывает его партнер. Наименование «дюли» исследователи соотносят с названием одного из видов души «джулемджи».
У народов Приамурья имелось представление, что человек получает несколько душ. Джулемжи это та душа, которая остается после смерти человека и может, как вредить, так и помогать потомкам. Вселённая в правильное изображение, она станет покровителем дома.
#5
Сэвэны этого типа помещались на самом почетном месте — у стены «мало (мали)», которая находится в глубине дома, напротив входа. Их близость к очагу дома подчеркнута специфической окраской — они черные, словно закопченные. Чтобы не дожидаться естественного загрязнения, мастера подвергали фигурку поверхностному обжигу, коптили дымом или окрашивали краской замешанной на саже.
#6
Дюлины это одни из самых массивных изображений, которые выполнялись из древесины лиственницы — дерева прочного, устойчивого к внешним воздействиям, и со временем, становящимся только прочнее. Можно сказать, что в коллекции музея это одни из старейших изображений, так как, в отличие от остальных ритуальных скульптур, маси-дюли передавались по наследству.
Других сэвэнов, помощников, а уж тем более, лечебных, изображавших недуги, и, особенно, шаманских сэвэнов после смерти хозяев старались не сохранять. Промысловые сэвэны в лесу разрушались сами, старые, отслужившие сэвэны убирались на крыши домов, где медленно истлевали. Музей стал «хорошим» способом избавиться от сэвэнов как от «хранилищ» чужой энергетики.
А старинные закопченные маси-дюли, сделанные из лиственницы, обладающие магической силой создавать в доме благополучие, успех в промысловые делах, излечивать легкие хвори домочадцев и сегодня стоят в некоторых домах по селам Амура.
Других сэвэнов, помощников, а уж тем более, лечебных, изображавших недуги, и, особенно, шаманских сэвэнов после смерти хозяев старались не сохранять. Промысловые сэвэны в лесу разрушались сами, старые, отслужившие сэвэны убирались на крыши домов, где медленно истлевали. Музей стал «хорошим» способом избавиться от сэвэнов как от «хранилищ» чужой энергетики.
А старинные закопченные маси-дюли, сделанные из лиственницы, обладающие магической силой создавать в доме благополучие, успех в промысловые делах, излечивать легкие хвори домочадцев и сегодня стоят в некоторых домах по селам Амура.
читать дальшескрыть
Антропоморфная ритуальная скульптура
Время создания
1950-е гг.
Размер
70x24x16 см
Техника
дерево, бусины, натуральные красители
Выставка
1

Открыть в приложении
Поделиться