Апостол и евангелист Иоанн Богослов, с житием
Время создания
первая половина XVIII века
Место создания
Тверская провинция
Размер
109x90 см
Техника
дерево, темпера
Коллекция
Выставка
2
Открыть в приложении#3
#2
Икона была найдена в Троицкой церкви в селе Лобкове, расположенном в восьми километрах к западу от города Кашина на реке Яхроме. В среднике находится ростовое изображение апостола и евангелиста Иоанна Богослова — любимого ученика Христа. При жизни Иисуса Иоанн был еще молод, но дожил до глубокой старости, умерев, по преданию, в начале II века. На иконе он представлен старцем, облаченным в апостольские одежды — хитон и гиматий. Его правая рука приподнята к груди и раскрыта ладонью на зрителя в жесте моления, левой он держит книгу в виде прямоугольного кодекса с золотой крышкой и красным обрезом. Изображение книги имеет двоякое значение. Во-первых, это Евангелие вообще — главная книга христиан, учение Христа и проповедь о самом Христе. Во-вторых, это конкретные сочинения, написанные Иоанном Богословом: четвертое из входящих в Новый завет Евангелий, три послания и Апокалипсис — мистическое откровение о конце мира и наступлении царства Христа.
Иоанн стоит посреди гористой пустыни, поросшей редкими деревьями. За его спиной расходящиеся зеленоватые облака, образующие причудливой формы просвет, в котором видны сияющие желтые сферы, напоминающие мандорлу — овал, обычно символизирующий Божественную славу и окружающий фигуру Христа. Иконы с таким единоличным ростовым образом апостола Иоанна очень редки. Чаще его изображают вместе с учеником Прохором на острове Патмос в момент создания текста Апокалипсиса.
В житийных клеймах повествуется о деяниях Иоанна Богослова. После успения Богоматери в его доме в Иерусалиме, он вместе с другими апостолами отправляется проповедовать учение Христа. Рассказ начинается в левом верхнем углу. В первом клейме апостолы тянут жребий, выбирая стороны света. Иоанну выпадает малоазийский город Эфес, куда он направляется со своим учеником Прохором. В нескольких клеймах повествуется о его работе в бане, где он воскрешает удушенного бесом юношу и его отца, умершего от горя, а также проповедует и крестит язычников. Затем Иоанн Богослов переезжает на остров Патмос, где также обращает в христианскую веру язычников, исцеляет слепого сына жреца Авхариса и борется с могущественным волхвом Кунопом, который по его молитве тонет в море. В последнем клейме Иоанн прощается с жителями Патмоса перед возвращением в Эфес.
Икона принадлежит к провинциальной живописи. Композиции клейм упрощенные и лаконичные, набор красок ограниченный. Несмотря на это иконописец создал нарядный праздничный образ, главным украшением которого стала широкая орнаментальная рама средника.
Иоанн стоит посреди гористой пустыни, поросшей редкими деревьями. За его спиной расходящиеся зеленоватые облака, образующие причудливой формы просвет, в котором видны сияющие желтые сферы, напоминающие мандорлу — овал, обычно символизирующий Божественную славу и окружающий фигуру Христа. Иконы с таким единоличным ростовым образом апостола Иоанна очень редки. Чаще его изображают вместе с учеником Прохором на острове Патмос в момент создания текста Апокалипсиса.
В житийных клеймах повествуется о деяниях Иоанна Богослова. После успения Богоматери в его доме в Иерусалиме, он вместе с другими апостолами отправляется проповедовать учение Христа. Рассказ начинается в левом верхнем углу. В первом клейме апостолы тянут жребий, выбирая стороны света. Иоанну выпадает малоазийский город Эфес, куда он направляется со своим учеником Прохором. В нескольких клеймах повествуется о его работе в бане, где он воскрешает удушенного бесом юношу и его отца, умершего от горя, а также проповедует и крестит язычников. Затем Иоанн Богослов переезжает на остров Патмос, где также обращает в христианскую веру язычников, исцеляет слепого сына жреца Авхариса и борется с могущественным волхвом Кунопом, который по его молитве тонет в море. В последнем клейме Иоанн прощается с жителями Патмоса перед возвращением в Эфес.
Икона принадлежит к провинциальной живописи. Композиции клейм упрощенные и лаконичные, набор красок ограниченный. Несмотря на это иконописец создал нарядный праздничный образ, главным украшением которого стала широкая орнаментальная рама средника.
читать дальшескрыть
Апостол и евангелист Иоанн Богослов, с житием
Время создания
первая половина XVIII века
Место создания
Тверская провинция
Размер
109x90 см
Техника
дерево, темпера
Коллекция
Выставка
2

Открыть в приложении
Поделиться