Бандонеон — ручная гармоника, язычковый музыкальный инструмент, в котором звуки извлекаются с помощью воздуха в мехах. Он получил свое название от имени конструктора Генриха Банда из Крефельда. Банд сконструировал его в 1840 году на основе немецкой концертины, распространенной в то время.
Музыку на бандонеоне исполняли необычно: ноты, которые были написаны на нотных линиях, играли на нижней деке левой рукой, а те, что располагались между линиями нотного стана, — на верхней деке правой рукой. Звук создавали металлические язычки, которые вибрировали под напором воздуха.
Сначала бандонеон использовали для исполнения духовной музыки в церквях в Германии. В конце XIX века инструмент попал в Уругвай и Аргентину и вошел в состав танго-оркестров. Именно на бандонеоне исполняли главные мелодии аргентинского танго. Одним из самых известных мастеров игры на бандонеоне считают аргентинского композитора Астора Пьяццоллу.
Инструмент из коллекции Ишимского музейного комплекса имени П.П. Ершова был создан в начале XX века на немецкой фабрике Alfred Arnold. На лицевой части рядом с мехами можно увидеть клеймо фабрики в виде логотипа из сдвоенной буквы «А» в зубчатом кружке. Компания была основана в 1911 году в баварском Карлсфельде в Германии. Бандонеоны с этикеткой «AA» звучали на лучших площадках Европы, а в Аргентину и Уругвай в одном только 1945 году отправили 30 тысяч экземпляров. Инструменты, которые Альфред Арнольд создавал до 1948 года, до сих пор пользуются хорошей репутацией, а их звучание остается эталоном для каждого производителя бандонеонов.
В коллекцию Ишимского музейного комплекса имени П.П. Ершова бандонеон попал в 2007 году, его передал даритель Виктор Рейн. У инструмента деревянный корпус со скошенными углами, украшенными пластинами с изображением лиры. Клавиши выполнены из дерева и пластика, а меха — из плотного картона, обтянутого тканью. Меха разделены на три сегмента, а два их разделителя отделаны металлическими пластинами с орнаментом.
Музыку на бандонеоне исполняли необычно: ноты, которые были написаны на нотных линиях, играли на нижней деке левой рукой, а те, что располагались между линиями нотного стана, — на верхней деке правой рукой. Звук создавали металлические язычки, которые вибрировали под напором воздуха.
Сначала бандонеон использовали для исполнения духовной музыки в церквях в Германии. В конце XIX века инструмент попал в Уругвай и Аргентину и вошел в состав танго-оркестров. Именно на бандонеоне исполняли главные мелодии аргентинского танго. Одним из самых известных мастеров игры на бандонеоне считают аргентинского композитора Астора Пьяццоллу.
Инструмент из коллекции Ишимского музейного комплекса имени П.П. Ершова был создан в начале XX века на немецкой фабрике Alfred Arnold. На лицевой части рядом с мехами можно увидеть клеймо фабрики в виде логотипа из сдвоенной буквы «А» в зубчатом кружке. Компания была основана в 1911 году в баварском Карлсфельде в Германии. Бандонеоны с этикеткой «AA» звучали на лучших площадках Европы, а в Аргентину и Уругвай в одном только 1945 году отправили 30 тысяч экземпляров. Инструменты, которые Альфред Арнольд создавал до 1948 года, до сих пор пользуются хорошей репутацией, а их звучание остается эталоном для каждого производителя бандонеонов.
В коллекцию Ишимского музейного комплекса имени П.П. Ершова бандонеон попал в 2007 году, его передал даритель Виктор Рейн. У инструмента деревянный корпус со скошенными углами, украшенными пластинами с изображением лиры. Клавиши выполнены из дерева и пластика, а меха — из плотного картона, обтянутого тканью. Меха разделены на три сегмента, а два их разделителя отделаны металлическими пластинами с орнаментом.
Выделяют несколько разновидностей бандонеонов: хроматифон, бандонеон с трубами, бандонеон с фортепианной раскладкой. Хроматифон отличается от других видов тем, что раскладка его клавиш сохраняется, даже когда инструмент переворачивают нижней частью вверх.