Бесермянский женский костюм, представленный в коллекции Глазовского музея, бытовал в северных районах Удмуртии до конца 30-х годов XX века. Бесермяне — это малочисленный финно-угорский народ России, который прежде жил на территории Булгарского государства, некогда занимавшего территории нынешних Татарской и Чувашской республик, а также Ульяновской, Пензенской и Самарской областей. Приняв ислам, он стал отдаляться от удмуртов, и название бесермяне, возможно, восходит к термину мусульмане. Верующие бесермяне исповедуют православие, но их вера сохранила элементы ислама. Сегодня бесермяне живут в Кировской области и Удмуртии.
Традиционная одежда бесермян, сшитая из отбеленного холста, была многосложной и состояла из длинной рубахи с оборкой по подолу, распашного халата и фартука. На ногах носили цветные домотканые чулки и лапти. Голову и шею оборачивали узким длинным полотном. Затем надевали шапочку-кашпу, которая крепилась под подбородком узкой тесьмой. Шапочка и тесьма украшались серебряными монетами, бисером, ракушками каури и коралловыми бусами.
Поверх кашпу особым образом накидывали прямоугольный платок, сложенный вдвое на спине, а нижний край заправляли под завязки фартука. Правилами этикета предписывалось закрывать волосы. В старину говорили: «Не смейте показывать непокрытую голову солнцу! Платок снимешь, как солнце сядет! Голова должна стыдиться солнца!»
Нагрудный вырез рубахи, рукава и борта халата украшали вышивкой. Замысловатый узор, тесьма или полоска ткани служили не только декоративным, но и мистическим целям. Бесермяне верили, что эти детали обладают защитной силой и оберегают хозяйку от болезней и зла. Каждый орнамент имел свое объяснение, например, узор «голова лягушки» — это символ плодовитости, мотив женщины-богини.
В отличие от костюма северных удмуртов, в вышивке традиционного бесермянского костюма использовалось много ярких цветов: оранжевый, розовый, зеленый, синий и другие. Чтобы показать красоту вышивки рубахи, рукава верхнего халата кроили укороченными или присборивали наверх.
Традиционная одежда бесермян, сшитая из отбеленного холста, была многосложной и состояла из длинной рубахи с оборкой по подолу, распашного халата и фартука. На ногах носили цветные домотканые чулки и лапти. Голову и шею оборачивали узким длинным полотном. Затем надевали шапочку-кашпу, которая крепилась под подбородком узкой тесьмой. Шапочка и тесьма украшались серебряными монетами, бисером, ракушками каури и коралловыми бусами.
Поверх кашпу особым образом накидывали прямоугольный платок, сложенный вдвое на спине, а нижний край заправляли под завязки фартука. Правилами этикета предписывалось закрывать волосы. В старину говорили: «Не смейте показывать непокрытую голову солнцу! Платок снимешь, как солнце сядет! Голова должна стыдиться солнца!»
Нагрудный вырез рубахи, рукава и борта халата украшали вышивкой. Замысловатый узор, тесьма или полоска ткани служили не только декоративным, но и мистическим целям. Бесермяне верили, что эти детали обладают защитной силой и оберегают хозяйку от болезней и зла. Каждый орнамент имел свое объяснение, например, узор «голова лягушки» — это символ плодовитости, мотив женщины-богини.
В отличие от костюма северных удмуртов, в вышивке традиционного бесермянского костюма использовалось много ярких цветов: оранжевый, розовый, зеленый, синий и другие. Чтобы показать красоту вышивки рубахи, рукава верхнего халата кроили укороченными или присборивали наверх.