Копоушка — это старинный предмет гигиены и языческого культа. Он выглядит как маленькая ложечка с фигурным навершием. В разных культурах копоушки делали из меди, серебра, золота, китового уса, бамбука, рогов животных и дерева. Копоушка из коллекции Глазовского музея вырезана из кости, тщательно отполирована и украшена тонким резным орнаментом.
Рисунок и очертания животных, например, головы лошади или утиной лапки, были сакральными и усиливали магические свойства оберега. Копоушки носили на поясе как украшение и талисман. Металлические копоушки при ходьбе издавали перезвон, который должен был будить добрых духов и отпугивать злых.
При археологических раскопках копоушки встречаются с VIII века до н. э. до XV века н. э. Их также называют ухочистки, уховертки и ушные ковырялки. Однако ученые не пришли к единому мнению, для чего использовались копоушки. Некоторые из них полагают, что их вовсе не применяли в гигиенических целях. Одна из версий гласит, что копоушки — это украшения-подвески. На городищах Прикамья найдено более 400 копоушек, они были популярным предметом в финно-угорской культуре.
Копоушка из коллекции Глазовского музея была найдена во время раскопок в городище Иднакар в 1967 году. Иднакар — это военный и ремесленный центр средневековых удмуртов, который существовал до XIII века. Его название переводится как «город Идны», потому что, по легенде, это поселение основал на горе богатырь Идна.
Культурный слой Иднакара хорошо изучен на полтора метра в глубину. В нем найдены остатки древних домов, кладовых, защитных укреплений, а также сотни украшений, посуда, утварь, инструменты и предметы культа. Почти все необходимые в быту вещи, от жилища и одежды до мелких деталей обихода, жители Иднакара изготавливали сами. Популярным материалом была кость, которую вываривали в специальном растворе с добавлением природных кислот — горчицы, щавеля и кислого молока. После этого она становилась мягкой и пластичной. Удмуртские мастера-косторезы делали из кости разные предметы: изящные гребни, рукоятки и копоушки.
Рисунок и очертания животных, например, головы лошади или утиной лапки, были сакральными и усиливали магические свойства оберега. Копоушки носили на поясе как украшение и талисман. Металлические копоушки при ходьбе издавали перезвон, который должен был будить добрых духов и отпугивать злых.
При археологических раскопках копоушки встречаются с VIII века до н. э. до XV века н. э. Их также называют ухочистки, уховертки и ушные ковырялки. Однако ученые не пришли к единому мнению, для чего использовались копоушки. Некоторые из них полагают, что их вовсе не применяли в гигиенических целях. Одна из версий гласит, что копоушки — это украшения-подвески. На городищах Прикамья найдено более 400 копоушек, они были популярным предметом в финно-угорской культуре.
Копоушка из коллекции Глазовского музея была найдена во время раскопок в городище Иднакар в 1967 году. Иднакар — это военный и ремесленный центр средневековых удмуртов, который существовал до XIII века. Его название переводится как «город Идны», потому что, по легенде, это поселение основал на горе богатырь Идна.
Культурный слой Иднакара хорошо изучен на полтора метра в глубину. В нем найдены остатки древних домов, кладовых, защитных укреплений, а также сотни украшений, посуда, утварь, инструменты и предметы культа. Почти все необходимые в быту вещи, от жилища и одежды до мелких деталей обихода, жители Иднакара изготавливали сами. Популярным материалом была кость, которую вываривали в специальном растворе с добавлением природных кислот — горчицы, щавеля и кислого молока. После этого она становилась мягкой и пластичной. Удмуртские мастера-косторезы делали из кости разные предметы: изящные гребни, рукоятки и копоушки.