Жертвенная шапка или богатырский «шлем» — этот предмет является одним из важнейших атрибутов культа бога Мир-сусне-хума — «За миром смотрящий», бытовавшего у обских угров. Другим эпитетом этого бога был «Народ созерцающий». Считалось, что он не просто наблюдает за людьми, но и обеспечивает наличие справедливости как в человеческом обществе, так и при контактах людей и богов. Если охотник исполняет все неписанные законы мироустройства, приносит жертвоприношения и не нарушает запреты, то он обязательно будет удачлив в охотничьем или рыболовном промысле. Соблюсти этот хрупкий баланс и был призван Мир-сусне-хум.
Жертвенная шапка для Мир-сусне-хума
Все предметы, предназначенные для жертвоприношения Мир-сусне-хуму, выполняют только хантыйские или мансийские мастерицы. Изготавливают их в технике мозаики из ткани и строго в определенной стилистике. Обязательно изделие состоит из полос, составленных из нескольких «окон». В каждом «окне» изображение всадника — самого Бога, перемещающегося в пространстве Неба и Земли на крылатом коне. Обязательно изделия оторачивались лисьим мехом, так как облик наблюдательного и умного красного Лиса является одной из его ипостасей.
Хранящемуся в доме изображению Мир-сусне-хума всегда жертвовали красную лисицу. Этого зверя называли урт-вой, т. е. «богатыря зверь». По традиции шкуру красной лисицы не продавали — ей предназначено быть либо подарком ему, либо украшать предметы, используемые в честь этого бога во время жертвоприношений. Вот почему все пояса и покрывала, а также шапки и шлемы, сшитые для Мир-сусне-хума, оторочены лисьим мехом.
Жертвенная шапка для Мир-сусне-хума
