Богоматерь Одигитрия (Грузинская)
Время создания
конец XV века
Место создания
Новгород
Размер
110,5x80,8x3 см
Техника
дерево (липа), три доски, две врезные односторонние шпонки, ковчег, паволока, левкас, гравировка по левкасу, темпера
Коллекция
Выставка
0
Открыть в приложении#11
#1
Икона «Богоматерь Одигитрия» была написана в конце XV века в Новгороде. Такая иконография была распространена в Новгороде и достаточно поздно получила своё название «Богоматерь Грузинская»
Все иконы этого типа очень крупные, они размещались в местном ряду иконостаса, слева от Царских врат. На иконе изображена Мария, она поддерживает на левой руке Христа, младенец развернулся вполоборота. Она указывает на Него, как на истинный путь Спасения. Иисус облачен в гиматий — особый вид одежд в виде прямоугольного куска ткани. Так как он наброшен лишь на одно плечо, мы можем видеть и зелёный хитон с голубой перевязью.
Все иконы этого типа очень крупные, они размещались в местном ряду иконостаса, слева от Царских врат. На иконе изображена Мария, она поддерживает на левой руке Христа, младенец развернулся вполоборота. Она указывает на Него, как на истинный путь Спасения. Иисус облачен в гиматий — особый вид одежд в виде прямоугольного куска ткани. Так как он наброшен лишь на одно плечо, мы можем видеть и зелёный хитон с голубой перевязью.
Иисус особым образом скрестил ножки и приподнял правую ножку так, что под складками плаща видна ступня. Важнейшим признаком «Богоматери Грузинской» является особый рисунок складок ее накидки, которая называется мафорий. Складки спадают таким образом, что на груди виден открытый треугольник синего хитона, а также его изнанка.
Мы называем Богоматерь «Грузинской», потому что все эти признаки являются общими для целого ряда памятников Новгорода, это позволяет сделать вывод, что образцом для них всех служила одна и та же очень почитаемая икона.
Симметричные, упорядоченные, ясные линии складок мафория напоминают нам об архитектуре храма, поэтому образ Богородицы здесь можно рассматривать как вместилище Премудрости Божией. Именно для Новгорода этот образ так важен, ведь даже главный храм города — Софийский собор посвящен Софии Премудрости.
#2
София Новгородская, Великий Новгород, 1045–1050 гг.
#3
Богоматерь «Грузинская» схожа с образом Богоматери Иерусалимской, они являются как бы зеркальными повторениями друг друга. На иконе «Иерусалимской» Богоматери Иисус сидит на правой руке, на «Грузинской» на левой. Тип Иерусалимской Богоматери появился в Новгороде раньше и, по-видимому, являлся источником новой иконографии.
#4
Иерусалимская икона Божией Матери, 1649 г. или 1670-е годы, Храм Рождества Христова в Измайлове, Москва
#12
Особенности названия
#5
На Руси само название иконы появилось гораздо позднее в связи с прославлением древней грузинской иконы. В 1625 году эту икону вывезли из Персии, куда она попала при покорении Грузии шахом Аббасом I. В 1650 году она была перенесена в Черногорский монастырь Архангельской епархии, там было установлено празднование иконы — 22 августа. Однако, мы не знаем, почему именно это название было дано новгородским иконам. На привезённой из Персии иконе не было характерной черты этого типа иконографии — цветных отворотов мафория.
#6
Кирилл Уланов, мерный список «Грузинской Богоматери», 1707 г.
#13
Стиль
#7
Фигуры Богоматери с Младенцем занимают всю среднюю часть иконы, кажется, что им тесно в приведенном пространстве. Фигуры ясно читаются под свободными драпировками. Нежные колористические оттенки розовых отворотов, голубого хитона и чепца, переливчатые цвета зелено-серой рубашечки Младенца кажутся особенно выразительными на фоне густого коричневого мафория.
Благородством отличается необычный рисунок черт Богоматери, мягкий овал лица обведен плавной уверенной линией, эта линия подчеркивает особенности строения головы.
Благородством отличается необычный рисунок черт Богоматери, мягкий овал лица обведен плавной уверенной линией, эта линия подчеркивает особенности строения головы.
читать дальшескрыть
Богоматерь Одигитрия (Грузинская)
Время создания
конец XV века
Место создания
Новгород
Размер
110,5x80,8x3 см
Техника
дерево (липа), три доски, две врезные односторонние шпонки, ковчег, паволока, левкас, гравировка по левкасу, темпера
Коллекция
Выставка
0

Открыть в приложении
Поделиться