Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Древнерусское искусство XIII–XVII веков»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Богоматерь Смоленская

Время создания
конец XVI века
Размер
170x130,5 см
без доделок доски — 147×115 см
Техника
дерево, левкас, темпера
0
Открыть в приложении
#2
Икона Богоматери Смоленской — одно из самых торжественных православных богородичных изображений. Она относится к византийскому типу Одигитрии-«путеводительницы». Так же, как Богоматерь Елеуса, Богоматерь Смоленская держит Младенца на руках. Иисус поднял правую руку в благословении, а в левой сжимает свиток (в некоторых изводах — книгу). В разных вариантах встречаются поясное (как здесь), ростовое или сокращенное оплечное изображения.

Однако есть и существенные отличия от Елеусы. Здесь на первый план выходит не безграничная любовь между Матерью и Сыном, а поклонение Небесному Царю и Судие, пришедшему в мир. Младенец обращен не к Матери, а к предстоящему перед ним человеку. Богородица тоже изображается фронтально или слегка наклонившей голову. Указывая на Христа, она привлекает внимание к нему как центру образа и средоточию мыслей молящегося.

Прообразом этой иконы считается Одигитрия Влахернская, написанная евангелистом Лукой при жизни Приснодевы и хранившаяся до XV века в Константинополе. Образ был широко распространен в Византии и так же стал почитаться на Руси, где иконописная традиция создавалась на основе византийской. Этот образ в 1046 году выбрал император Константин IХ Мономах, чтобы благословить брак своей дочери Анны и князя Всеволода, сына Ярослава Мудрого. Так реликвия пришла на русскую землю. В самом начале XII века по приказу Владимира Всеволодовича Мономаха ее установили в смоленском Успенском храме Пресвятой Богородицы и утвердили за ней наименование Одигитрии Смоленской. В 1239 году хан Батый был отведен от города по молитвам у этого образа.

Существует несколько версий того, как икона заняла место в московском Благовещенском соборе. По одной, Василий Тёмный получил ее в дар от некоего пана Свилколдовича, разграбившего Смоленск по пути из Литвы в Москву. По другой, она досталась Софье, жене князя Василия I, от ее отца, литовского князя Витовта. Согласно третьей, в начале XV века эту икону забрал, покидая Смоленск и спасая реликвию от литовцев, князь Георгий Святославич. В 1456 году князь Василий Тёмный, вняв просьбам епископа Смоленского Мисаила, вернул святыню на прежнее место.

Когда Смоленск вошел в состав Московского государства (1514 год), к Одигитрии Смоленской пришло всероссийское почитание. Тогда же стали распространяться многочисленные списки иконы.
#3
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Богоматерь Смоленская

Время создания
конец XVI века
Размер
170x130,5 см
без доделок доски — 147×115 см
Техника
дерево, левкас, темпера
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%