Икона Богоматери Смоленской — одно из самых торжественных православных богородичных изображений. Она относится к византийскому типу Одигитрии-«путеводительницы». Так же, как Богоматерь Елеуса, Богоматерь Смоленская держит Младенца на руках. Иисус поднял правую руку в благословении, а в левой сжимает свиток (в некоторых изводах — книгу). В разных вариантах встречаются поясное (как здесь), ростовое или сокращенное оплечное изображения.
Однако есть и существенные отличия от Елеусы. Здесь на первый план выходит не безграничная любовь между Матерью и Сыном, а поклонение Небесному Царю и Судие, пришедшему в мир. Младенец обращен не к Матери, а к предстоящему перед ним человеку. Богородица тоже изображается фронтально или слегка наклонившей голову. Указывая на Христа, она привлекает внимание к нему как центру образа и средоточию мыслей молящегося.
Прообразом этой иконы считается Одигитрия Влахернская, написанная евангелистом Лукой при жизни Приснодевы и хранившаяся до XV века в Константинополе. Образ был широко распространен в Византии и так же стал почитаться на Руси, где иконописная традиция создавалась на основе византийской. Этот образ в 1046 году выбрал император Константин IХ Мономах, чтобы благословить брак своей дочери Анны и князя Всеволода, сына Ярослава Мудрого. Так реликвия пришла на русскую землю. В самом начале XII века по приказу Владимира Всеволодовича Мономаха ее установили в смоленском Успенском храме Пресвятой Богородицы и утвердили за ней наименование Одигитрии Смоленской. В 1239 году хан Батый был отведен от города по молитвам у этого образа.
Существует несколько версий того, как икона заняла место в московском Благовещенском соборе. По одной, Василий Тёмный получил ее в дар от некоего пана Свилколдовича, разграбившего Смоленск по пути из Литвы в Москву. По другой, она досталась Софье, жене князя Василия I, от ее отца, литовского князя Витовта. Согласно третьей, в начале XV века эту икону забрал, покидая Смоленск и спасая реликвию от литовцев, князь Георгий Святославич. В 1456 году князь Василий Тёмный, вняв просьбам епископа Смоленского Мисаила, вернул святыню на прежнее место.
Когда Смоленск вошел в состав Московского государства (1514 год), к Одигитрии Смоленской пришло всероссийское почитание. Тогда же стали распространяться многочисленные списки иконы.
Однако есть и существенные отличия от Елеусы. Здесь на первый план выходит не безграничная любовь между Матерью и Сыном, а поклонение Небесному Царю и Судие, пришедшему в мир. Младенец обращен не к Матери, а к предстоящему перед ним человеку. Богородица тоже изображается фронтально или слегка наклонившей голову. Указывая на Христа, она привлекает внимание к нему как центру образа и средоточию мыслей молящегося.
Прообразом этой иконы считается Одигитрия Влахернская, написанная евангелистом Лукой при жизни Приснодевы и хранившаяся до XV века в Константинополе. Образ был широко распространен в Византии и так же стал почитаться на Руси, где иконописная традиция создавалась на основе византийской. Этот образ в 1046 году выбрал император Константин IХ Мономах, чтобы благословить брак своей дочери Анны и князя Всеволода, сына Ярослава Мудрого. Так реликвия пришла на русскую землю. В самом начале XII века по приказу Владимира Всеволодовича Мономаха ее установили в смоленском Успенском храме Пресвятой Богородицы и утвердили за ней наименование Одигитрии Смоленской. В 1239 году хан Батый был отведен от города по молитвам у этого образа.
Существует несколько версий того, как икона заняла место в московском Благовещенском соборе. По одной, Василий Тёмный получил ее в дар от некоего пана Свилколдовича, разграбившего Смоленск по пути из Литвы в Москву. По другой, она досталась Софье, жене князя Василия I, от ее отца, литовского князя Витовта. Согласно третьей, в начале XV века эту икону забрал, покидая Смоленск и спасая реликвию от литовцев, князь Георгий Святославич. В 1456 году князь Василий Тёмный, вняв просьбам епископа Смоленского Мисаила, вернул святыню на прежнее место.
Когда Смоленск вошел в состав Московского государства (1514 год), к Одигитрии Смоленской пришло всероссийское почитание. Тогда же стали распространяться многочисленные списки иконы.