Иконы, изображающие Спаса на престоле, были очень распространены в древнерусском искусстве. Они восходят к иконографическому типу Христа Вседержителя (Пантократора): Спаситель как Правитель мира одной рукой благословляет людей, в другой держит хартию или Евангелие. Изображение может быть поясным, оплечным или в рост.
Вседержитель — частый эпитет Иисуса Христа в Ветхом и Новом Завете, отражающий догмат о воплощении Всесильного Бога через Сына человеческого: «Господи Вседержителю, Боже Израиля»» (Вар. 3:1), «Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель…» (Откр. 4:8).
В византийской иконописи этот образ утвердился в IV–VI веках. В христианской Византии Христос был объявлен главой и над Церковью, и над государством. Поэтому и в иконографической схеме «Спаса на престоле» Он предстоит в образе Царя царей. Обращенный фронтально к зрителю и обычно окруженный ангелами, он сидит на троне с подушкой и подножием, в облачении византийского императора, с Евангелием, поставленным на колено. Большую часть иконного пространства занимает небесный престол, пронизанный золотыми лучами — светом Премудрости Господней, символ царского величия и престола Судии, на котором Христос воссядет в конце времен.
В деисусном чине Спасителю предстоят ходатаи за род людской: Богоматерь, Иоанн Креститель, апостолы, преподобные, святители и мученики. В самостоятельных иконах «Спаса на престоле» обычно помещали двоих-четверых предстоящих святых.
К изводам этого образа относится «Мануилов Спас», или «Спас Златая риза» (XI век). Эти названия происходят от ныне утраченного позолоченного оклада и от имени благоверного царя греческого Мануила, автора повести «О чюдном видении Спасова образа». Вероятно, икона «Спас Златая риза» была создана специально для Софийского собора около 1050 года.
Его отличие от других изводов заключается в положении правой руки Спасителя: она не поднята, как обычно, в благословении, а указывает перстами на текст Евангелия. Таким образом акцентируется роль Спаса как Учителя Слова Божия и само воплощенное Слово, вторая ипостась Святой Троицы. Красный обрез и крупные буквы текста выделяют книгу как смысловой центр иконы.
В представленном памятнике сочетаются иконографические особенности разных изводов, в том числе детали «Спаса Златая риза», например, два перста Спасителя, указывающие на текст книги. Изображенные у ног Христа святители, имена которых не читаются, и мученица Улита вносят в икону дополнительный мотив поклонения и заступничества за людей.
Вседержитель — частый эпитет Иисуса Христа в Ветхом и Новом Завете, отражающий догмат о воплощении Всесильного Бога через Сына человеческого: «Господи Вседержителю, Боже Израиля»» (Вар. 3:1), «Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель…» (Откр. 4:8).
В византийской иконописи этот образ утвердился в IV–VI веках. В христианской Византии Христос был объявлен главой и над Церковью, и над государством. Поэтому и в иконографической схеме «Спаса на престоле» Он предстоит в образе Царя царей. Обращенный фронтально к зрителю и обычно окруженный ангелами, он сидит на троне с подушкой и подножием, в облачении византийского императора, с Евангелием, поставленным на колено. Большую часть иконного пространства занимает небесный престол, пронизанный золотыми лучами — светом Премудрости Господней, символ царского величия и престола Судии, на котором Христос воссядет в конце времен.
В деисусном чине Спасителю предстоят ходатаи за род людской: Богоматерь, Иоанн Креститель, апостолы, преподобные, святители и мученики. В самостоятельных иконах «Спаса на престоле» обычно помещали двоих-четверых предстоящих святых.
К изводам этого образа относится «Мануилов Спас», или «Спас Златая риза» (XI век). Эти названия происходят от ныне утраченного позолоченного оклада и от имени благоверного царя греческого Мануила, автора повести «О чюдном видении Спасова образа». Вероятно, икона «Спас Златая риза» была создана специально для Софийского собора около 1050 года.
Его отличие от других изводов заключается в положении правой руки Спасителя: она не поднята, как обычно, в благословении, а указывает перстами на текст Евангелия. Таким образом акцентируется роль Спаса как Учителя Слова Божия и само воплощенное Слово, вторая ипостась Святой Троицы. Красный обрез и крупные буквы текста выделяют книгу как смысловой центр иконы.
В представленном памятнике сочетаются иконографические особенности разных изводов, в том числе детали «Спаса Златая риза», например, два перста Спасителя, указывающие на текст книги. Изображенные у ног Христа святители, имена которых не читаются, и мученица Улита вносят в икону дополнительный мотив поклонения и заступничества за людей.