Для подачи на стол напитков в традиционной русской культуре использовался сосуд под названием братина. Первое упоминание о ней относится к XVI веку, однако исследователи предполагают, что этот тип посуды использовался значительно раньше.
По форме братина представляла собой сосуд шарообразной формы, который имел широкую горловину при невысоком основании. Братины в древности делались из древесины: вытачивались из корневища или целого куска дерева, покрывались резьбой и росписью.
Металлические братины изготавливались из олова, меди или серебра. Медные сосуды иногда лудили, то есть покрывали слоем олова, чтобы предотвратить окисление. Именно такой предмет находится в собрании музея. Братины были праздничной посудой, которую использовали во время церковных и общественных праздников, в том числе во время так называемых братчин.
Такие праздники часто справлялись только мужчинами без участия женщин, сам пир организовывался вскладчину. Большую братину наполняли медом или вином и передавали по кругу пирующих, и каждый участник трапезы делал из нее глоток. Малые братины служили участникам пира в качестве индивидуальных сосудов. Часто специально для братчины варилось пиво, для чего со всех участников брался взнос пивным суслом и хмелем. Попытки уклониться от участия в братчинах осуждались.
Тосты представляли собой пожелания многолетия всем присутствующим, часто произносились рифмованные здравицы. Общее застолье способствовало установлению дружественных связей. Сам обычай общей трапезы и выпивания заздравной чаши был известен еще с древнейших времен и относился к языческому периоду на территории нашего государства.
Автор «Славянской хроники» (Chronica Slavorum) немецкий священник и миссионер XII века Гельмольд из Босау писал про славян:
По форме братина представляла собой сосуд шарообразной формы, который имел широкую горловину при невысоком основании. Братины в древности делались из древесины: вытачивались из корневища или целого куска дерева, покрывались резьбой и росписью.
Металлические братины изготавливались из олова, меди или серебра. Медные сосуды иногда лудили, то есть покрывали слоем олова, чтобы предотвратить окисление. Именно такой предмет находится в собрании музея. Братины были праздничной посудой, которую использовали во время церковных и общественных праздников, в том числе во время так называемых братчин.
Такие праздники часто справлялись только мужчинами без участия женщин, сам пир организовывался вскладчину. Большую братину наполняли медом или вином и передавали по кругу пирующих, и каждый участник трапезы делал из нее глоток. Малые братины служили участникам пира в качестве индивидуальных сосудов. Часто специально для братчины варилось пиво, для чего со всех участников брался взнос пивным суслом и хмелем. Попытки уклониться от участия в братчинах осуждались.
Тосты представляли собой пожелания многолетия всем присутствующим, часто произносились рифмованные здравицы. Общее застолье способствовало установлению дружественных связей. Сам обычай общей трапезы и выпивания заздравной чаши был известен еще с древнейших времен и относился к языческому периоду на территории нашего государства.
Автор «Славянской хроники» (Chronica Slavorum) немецкий священник и миссионер XII века Гельмольд из Босау писал про славян: