Металлическая чернильница с эмалевым декором из коллекции музея принадлежит к распространенному типу подвесных чернильниц. Благодаря двум петлям в верхней части владелец мог подвесить этот предмет на тесемке или цепочке. Это значительно расширяло возможности его использования.
При создании чернильницы мастер использовал редкий по типу декор в технике выемчатой эмали. Лицевая сторона предмета украшена объемной литьевой фигурой льва. Такое изображение царя зверей в профиль характерно для искусства XVII века. Как считают некоторые исследователи, при создании подобных творений русские ремесленники вдохновлялись зарубежными печатными книгами, которые поступали в то время в Россию в большом количестве.
Рисунок шерсти льва подчеркнут резцом и чрезвычайно графичен. Боковые поверхности чернильницы обработаны в технике гравировки. Помимо крупной фигуры льва, поле изображения заполнено растительными побегами. Этот узор заполняет свободные фрагменты поля, дополняет фигуру льва и гармонизирует композицию в целом.
Яркие оттенки эмали синего, зеленого, желтого и белого цветов контрастируют друг с другом. Особенностью этого предмета является то, что эмаль была нанесена пятнами различных оттенков на единое поле. Четкие границы цветовых пятен сменяются тонким градиентом. Такое многоцветное поле полностью отвечает стилистике XVII века.
На другой стороне чернильницы изображен Сирин. Это был персонаж древнерусских легенд — райская птица с головой девы. Люди считали, что она поет вещие песни, утром на яблочный Спас посещает яблоневый сад, грустит и плачет, а после ее сменяет другая мифическая птица — Алконост. Эту пару запечатлел в 1896 году на своей картине Виктор Михайлович Васнецов. Образ Сирина с небольшой короной был использован при создании резного каменного панно для станции московского метрополитена «Перово».
В русском декоративно-прикладном искусстве чернильницы изготавливались не только из металла, но и из глины, правда, керамические образцы сохранялись не столь хорошо. Чернильницы являются наиболее красноречивыми атрибутами грамотности и образованности городского населения XVI–XVII веков.
При создании чернильницы мастер использовал редкий по типу декор в технике выемчатой эмали. Лицевая сторона предмета украшена объемной литьевой фигурой льва. Такое изображение царя зверей в профиль характерно для искусства XVII века. Как считают некоторые исследователи, при создании подобных творений русские ремесленники вдохновлялись зарубежными печатными книгами, которые поступали в то время в Россию в большом количестве.
Рисунок шерсти льва подчеркнут резцом и чрезвычайно графичен. Боковые поверхности чернильницы обработаны в технике гравировки. Помимо крупной фигуры льва, поле изображения заполнено растительными побегами. Этот узор заполняет свободные фрагменты поля, дополняет фигуру льва и гармонизирует композицию в целом.
Яркие оттенки эмали синего, зеленого, желтого и белого цветов контрастируют друг с другом. Особенностью этого предмета является то, что эмаль была нанесена пятнами различных оттенков на единое поле. Четкие границы цветовых пятен сменяются тонким градиентом. Такое многоцветное поле полностью отвечает стилистике XVII века.
На другой стороне чернильницы изображен Сирин. Это был персонаж древнерусских легенд — райская птица с головой девы. Люди считали, что она поет вещие песни, утром на яблочный Спас посещает яблоневый сад, грустит и плачет, а после ее сменяет другая мифическая птица — Алконост. Эту пару запечатлел в 1896 году на своей картине Виктор Михайлович Васнецов. Образ Сирина с небольшой короной был использован при создании резного каменного панно для станции московского метрополитена «Перово».
В русском декоративно-прикладном искусстве чернильницы изготавливались не только из металла, но и из глины, правда, керамические образцы сохранялись не столь хорошо. Чернильницы являются наиболее красноречивыми атрибутами грамотности и образованности городского населения XVI–XVII веков.