Бюсты — погрудные скульптурные изображения модели — известны в истории искусства со времен Древнего Египта и античности. Долгое время они выполняли не только эстетическую, но и мемориальную функцию, создавались при жизни запечатленных личностей или с их посмертных масок. Героями таких скульптур могли быть как реальные личности, так и мифологические персонажи, и аллегорические, персонифицированные образы. В России жанр исторической скульптуры появился при Петре I.
Чаще всего для создания бюстов используются такие материалы, как дерево, мрамор и металлы. Бронзовые изделия существенно более долговечны, чем деревянные, хотя и уступают мраморным. Технология их изготовления включает литье и, при необходимости, доработку посредством ручной ковки.
Бюсты известных личностей отражают историю культуры, идеологических учений того или иного времени. К таким памятникам относится и представленный бюст Льва Николаевича Толстого.
В 1880-х годах в Симбирской, Харьковской, Тверской губерниях Российской империи начали возникать так называемые «культурные скиты», члены которых следовали учениям Толстого: придерживались вегетарианства, отказывались от несения военной службы, исповедовали нестандартное отношение к христианству. Синодский обер-прокурор Константин Петрович Победоносцев причислял толстовцев к опаснейшим врагам православной церкви.
Движение продолжало существовать и после революции 1917 года, но в 1920–30-х годах многие его участники были репрессированы, а их коммуны уничтожены. Несмотря на это, основоположник «опального» учения не был отвергнут режимом и сохранил имя великого писателя и мыслителя.
Воспоминания, оставленные толстовцами, в том числе именитыми, ценятся толстоведами как важные источники для изучения духовной биографии мыслителя. Помимо воспоминаний, последователи Льва Толстого бережно хранили и связанные с ним предметы. К их числу относится бюст писателя, представленный в экспозиции.
Скульптор изобразил Льва Николаевича в его излюбленной «мужицкой» одежде. Свободную длинную блузу с воротником, застежкой до пояса и заложенными на груди складками можно увидеть на многих фотографиях писателя; именно такой наряд он предпочитал для пеших и верховых прогулок и для хозяйственных работ.