Францию мода на фарфор захлестнула в XVIII веке. Сначала при поддержке короля было налажено производство мягкого фарфора в Севре. Севр — это небольшой городок в окрестностях Парижа. Он расположен в одном из самых живописных уголков Франции — неподалеку от знаменитого парка Сен-Клу, на полпути от Парижа к Версалю. После того как в Лиможе были обнаружены залежи каолина (фарфоровой глины), в Севре с 1769 года начали производить фарфор.
Фарфор — очень подходящий материал для создания мелкой декоративной пластики и скульптуры.
Не покрытый глазурью, матовый, белый фарфор называют «бисквитом». Техника создания такого фарфора подразумевает двукратный обжиг, на что и указывает первая часть слова — bis, или «два».
С кондитерским собратом бисквитный фарфор роднит не только «вкусное» название, но и пористость. Именно эта пористая структура не позволяет использовать бисквит для изготовления посуды, но как материал для художественной скульптуры он очень востребован.
В Севре выпускать «бисквитную» скульптуру и мелкую пластику начали с середины XVIII века. Изготавливались также скульптурные портреты французских королей и королев, а также правителей других держав. В частности, известны портреты Екатерины II, Павла I, Марии Фёдоровны и другие работы мастеров Севра.
Бюст Марии Фёдоровны изготовлен на Севрской мануфактуре в 1787 году. Сама модель, с которой отлит бюст, появилась в 1782 году в период посещения Франции Павлом I, тогда еще великим князем, и его супругой Марией Фёдоровной. Аналогичный бюст находится в собрании Государственного музея-заповедника «Павловск».
Изображение Марии Фёдоровны поясное, изготовлено из белого бисквита — твердого фарфора. Бисквит — материал, прекрасно подходящий для небольших скульптурных изображений. Он имеет нежную матовую поверхность, все детали на бисквите отчетливо видны.