Курган «Садовый» был раскопан в 1962 году. Он располагался на окраине города Новочеркасска и входил в состав могильника с курганом «Хохлач». Под его насыпью было обнаружено погребение, которое было разграблено в древности. Тем не менее там сохранились некоторые предметы тризны, тайника с дарами для души умершего, например серебряный лутерий (сосуд для омовения), а также украшения конской упряжи, золотые бляшки, серебряные чаши.
Серебряные чаши, которые представлены в экспозиции, были характерны для искусства позднего эллинизма и могли быть изготовлены в странах Средиземноморья. Одним из центров производства роскошной серебряной утвари была Сицилия. Известны также произведения мастеров из Александрии и Малой Азии. Особую ценность и уникальность представляли собой медальоны.
Форма чаши — полусфера. Внешняя поверхность полностью гладкая. Край изделия орнаментирован фризом. На внутренней поверхности нанесен чеканный перьевой узор. Фиала позолочена с внутренней стороны.
В центре расположен накладной медальон со сценой из греческого мифа о боге любви Амуре и Психее, которая олицетворяла душу и дыхание. В центре — сидящая Психея, она привязана к столбу. Слева и справа от нее — обнаженные фигуры амуров. Один из них, справа, держит в правой руке две стрелы. Амур с левой стороны подносит к телу Психеи зажженный факел.
На второй чаше запечатлена сцена возмездия. Амур преклоняет колено, он привязан к колонне. Перед ним Психея, которая прижигает его факелом. В нижней части медальона, под обрезом, — лук и две стрелы. Изображения на медальоне выполнены в высоком рельефе.
У историков есть несколько версий того, каким образом подобные предметы роскоши могли попасть к кочевникам. Согласно одной из них, у римлян сложилась традиция посылать варварским вождям драгоценную посуду, дорогое оружие и прочие дары. Таким образом они пытались подкупить и задобрить их, чтобы избежать набегов орд кочевников. Чаши из кургана «Садовый» могли попасть на Дон в качестве дипломатического подарка сарматским вождям. Согласно второму предположению, эти предметы стали результатом военной добычи кочевников или результатом торговых отношений.
По характеру могильника и погребального обряда
захоронение в кургане «Садовый» относится к I — началу II века. Эти находки
свидетельствуют о том, что в кургане мог быть погребен богатейший
представитель родоплеменной верхушки одного из сарматских племен.