Красивый и дорогостоящий набор посуды был популярным подарком в СССР. Чайный или кофейный сервиз преподносили в честь юбилея, свадьбы и других знаменательных событий. Одним из наиболее популярных в Советском Союзе был сервиз из Восточной Германии, который в народе получил название «Мадонна».
Это наименование не отражало содержание изображений, а было следствием бытовых представлений советских граждан о европейском искусстве. В действительности такие сервизы украшали сюжетные композиции по мотивам картин Ангелики Кауфман, известной художницы XVIII века, представительницы неоклассицизма и рококо, — «Юпитер и Каллисто», «Наказание Амура».
За основу первого сюжета мастера брали миф о том, как бог Юпитер, влюбившись в нимфу Каллисто, явился к ней в облике богини Дианы. Символом Юпитера был сидящий у его ног орел с молниями в лапах. Основу второго сюжета составлял миф о наказании Амура, который способствовал соблазнению Каллисто. Младенца Амура изобразили привязанным к дереву.
В экспозиции музея представлено несколько предметов из немецкого сервиза. Среди них — фарфоровый чайник, украшенный позолотой, перламутровым покрытием и двумя виньетками с изображением мифологических сюжетов. Этот набор изготовили в 1952 году на фарфоровой фабрике Sonneberg, о чем свидетельствуют клейма на донышках экспонатов.
Фарфор из Германской Демократической Республики отличался высоким качеством, его экспортировали во многие страны мира. Немецкие столовые сервизы начали попадать в СССР благодаря военным, которые привозили фарфоровую посуду в подарок родным и знакомым, возвращаясь со службы в Германии.
Иностранное происхождение являлось фактором, который повлиял на популярность изделий. Заграничный фарфор с деколью, обильной позолотой и перламутровым покрытием ассоциировался у советского человека с роскошью и богатством. Такой сервиз размещался, как правило, в стенке или серванте.