Чернолощеная керамика — это особое искусство гончарных мастеров, известное в мире более 2500 лет. Посуда из чернолощеной керамики отличается прочностью и водостойкостью. На Руси этот вид гончарного ремесла был известен с III века. Один из центров чернолощеной керамики появился в Нижегородской губернии, в селе Большое Казариново.
Мастера использовали особую синюю глину, которую добывали на правом берегу реки Азанки. Глину рыли круглый год, в особенности зимой, когда можно было не опасаться обвала земли. Ямы и следы древних раскопов сохранились до сих пор.
Перед началом работы глину приготавливали специальным образом: из общей массы брали кусок, клали его на каменную плиту и разбивали обухом. После этого на ручном круге мастера придавали сосуду форму — кувшина, миски, крынки, чашки. Ручной гончарный круг известен на Руси с X века, а современный ножной появился в провинции спустя тысячу лет.
До обжига глиняный сосуд лощили — шлифовали до блеска, повышая прочность изделия. Лощилом мог служить плоский камень, косточка, стеклянный сосуд или металлическая ложка. После этого посуду отправляли в печь, где прокаливали особым способом.
Чернолощеная керамика — это задымленная глина, обожженная в коптящем пламени без доступа кислорода. Ее также называют томленой и мореной. Для образования густого темного дыма в печь клали сырые дрова, ветошь и даже навоз. Мастер мог томить чернолощеную керамику в печи более суток, чтобы получить нужный оттенок и прочность. После томления сосуды становились бархатистого черно-сизого цвета, а лощеные узоры на них отливали синевой — в народе такую посуду прозвали «синюшками».
Казариновская керамика отличалась не только цветовой гаммой и многообразием форм, но традиционным орнаментом. На данном кувшине узор выполнен в виде геометрического рисунка. Средняя часть сосуда покрыта закругленными линиями. Нижняя часть украшена плотной сеткой и отделена от средней лощеными поясками. Горлышко кувшина подчеркнуто вертикальными линиями с рядами выпуклых поясков. Сегодня мастера Нижнего Новгорода и Ростова возрождают традиции чернолощеной керамики. Изделия используют в быту и для декора современных интерьеров.
Мастера использовали особую синюю глину, которую добывали на правом берегу реки Азанки. Глину рыли круглый год, в особенности зимой, когда можно было не опасаться обвала земли. Ямы и следы древних раскопов сохранились до сих пор.
Перед началом работы глину приготавливали специальным образом: из общей массы брали кусок, клали его на каменную плиту и разбивали обухом. После этого на ручном круге мастера придавали сосуду форму — кувшина, миски, крынки, чашки. Ручной гончарный круг известен на Руси с X века, а современный ножной появился в провинции спустя тысячу лет.
До обжига глиняный сосуд лощили — шлифовали до блеска, повышая прочность изделия. Лощилом мог служить плоский камень, косточка, стеклянный сосуд или металлическая ложка. После этого посуду отправляли в печь, где прокаливали особым способом.
Чернолощеная керамика — это задымленная глина, обожженная в коптящем пламени без доступа кислорода. Ее также называют томленой и мореной. Для образования густого темного дыма в печь клали сырые дрова, ветошь и даже навоз. Мастер мог томить чернолощеную керамику в печи более суток, чтобы получить нужный оттенок и прочность. После томления сосуды становились бархатистого черно-сизого цвета, а лощеные узоры на них отливали синевой — в народе такую посуду прозвали «синюшками».
Казариновская керамика отличалась не только цветовой гаммой и многообразием форм, но традиционным орнаментом. На данном кувшине узор выполнен в виде геометрического рисунка. Средняя часть сосуда покрыта закругленными линиями. Нижняя часть украшена плотной сеткой и отделена от средней лощеными поясками. Горлышко кувшина подчеркнуто вертикальными линиями с рядами выпуклых поясков. Сегодня мастера Нижнего Новгорода и Ростова возрождают традиции чернолощеной керамики. Изделия используют в быту и для декора современных интерьеров.