Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Сергачские были. История родного края»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Кувшин

Время создания
XIX век
Место создания
Российская империя, Нижегородская губерния
Размер
37x22x12,5 см
Техника
керамика, чернолощение
0
Открыть в приложении
#2
Чернолощеная керамика — это особое искусство гончарных мастеров, известное в мире более 2500 лет. Посуда из чернолощеной керамики отличается прочностью и водостойкостью. На Руси этот вид гончарного ремесла был известен с III века. Один из центров чернолощеной керамики появился в Нижегородской губернии, в селе Большое Казариново.

Мастера использовали особую синюю глину, которую добывали на правом берегу реки Азанки. Глину рыли круглый год, в особенности зимой, когда можно было не опасаться обвала земли. Ямы и следы древних раскопов сохранились до сих пор.

Перед началом работы глину приготавливали специальным образом: из общей массы брали кусок, клали его на каменную плиту и разбивали обухом. После этого на ручном круге мастера придавали сосуду форму — кувшина, миски, крынки, чашки. Ручной гончарный круг известен на Руси с X века, а современный ножной появился в провинции спустя тысячу лет.

До обжига глиняный сосуд лощили — шлифовали до блеска, повышая прочность изделия. Лощилом мог служить плоский камень, косточка, стеклянный сосуд или металлическая ложка. После этого посуду отправляли в печь, где прокаливали особым способом.

Чернолощеная керамика — это задымленная глина, обожженная в коптящем пламени без доступа кислорода. Ее также называют томленой и мореной. Для образования густого темного дыма в печь клали сырые дрова, ветошь и даже навоз. Мастер мог томить чернолощеную керамику в печи более суток, чтобы получить нужный оттенок и прочность. После томления сосуды становились бархатистого черно-сизого цвета, а лощеные узоры на них отливали синевой — в народе такую посуду прозвали «синюшками».

Казариновская керамика отличалась не только цветовой гаммой и многообразием форм, но традиционным орнаментом. На данном кувшине узор выполнен в виде геометрического рисунка. Средняя часть сосуда покрыта закругленными линиями. Нижняя часть украшена плотной сеткой и отделена от средней лощеными поясками. Горлышко кувшина подчеркнуто вертикальными линиями с рядами выпуклых поясков. Сегодня мастера Нижнего Новгорода и Ростова возрождают традиции чернолощеной керамики. Изделия используют в быту и для декора современных интерьеров.
#4
Кувшин
#3
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Кувшин

Время создания
XIX век
Место создания
Российская империя, Нижегородская губерния
Размер
37x22x12,5 см
Техника
керамика, чернолощение
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%