Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Шедевры древней части собрания»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Чудо Георгия о змие

Время создания
1520–1530-е годы
Место создания
Новгород
Размер
90,2x67,4x3,6 см
Техника
дерево, левкас, темпера
0
Открыть в приложении
#9

Иконография

#1
Иконы, изображающие Святого Георгия на коне были очень популярны на Руси, мы можем предположить, что этот и другие памятники, варьирующие не только одну иконографию, но и схожие мотивы, имели в основе какой-то древний, почитаемый в Новгороде образ. 

В них воспроизводится поза св. Георгия, сидящего на высоком седле белого коня: чуть пристав на стременах и взметнув правую руку с копьем, подбоченившись, он прижимает к поясу натянутые поводья коня. Отличительной деталью всех икон является белая перевязь-плат, которая диагонально лежит поверх доспехов Георгия и завязана на груди замысловатым узлом. В большинстве случаев этот пояс имеет черные или красные, как в данном случае двойные отметки. Эта особенность напоминает об излюбленном в Новгороде орнаментальном приеме украшения белой ткани. 
#8

Особенности

#6

Этот образ обладает уникальной, неизвестной по другим памятникам особенностью. С одной стороны сегментах изображен Христос, он вручает победителю венец бессмертия, которым в свою очередь коронует Георгия ангел. С другой стороны находится Богородица, она передает святому тот самый белый пояс. Такой сюжет не упоминается в житии святого. Видимо, он заимствован из иконографии Николая Мирликийского со сценами Никейского чуда. По преданию на Первом Вселенском соборе Христос  и Богоматерь возвращают Николаю отобранные знаки его епископского достоинства. Необычна также «лопастная» арка, она образуется из облачных сегментов и словно вторит форме завершения фасадов новгородских храмов XIV века. Особенно близка она образам Николы Можайского, такую икону также можно увидеть в коллекции Музея русской иконы. 

#7
Святитель Николай Можайский, третья четверть XVI века, Владимирские земли, Музей русской иконы
#10

Стиль

#3

Яркий художественный стиль произведения, характерная композиция, насыщенный колорит, но особенно — подвижный и каллиграфически точный авторский рисунок, свидетельствуют о создании иконы в 1520–1530-е гг. в новгородской архиепископской мастерской митрополита Макария. Памятник имеет чрезвычайное стилистическое сходство с близкой по иконографии иконой «Чудо Георгия о змие» из Никольской церкви Сойгинского погоста Ленинградской области, также написанной во второй четверти XVI в.

читать дальшескрыть

Чудо Георгия о змие

Время создания
1520–1530-е годы
Место создания
Новгород
Размер
90,2x67,4x3,6 см
Техника
дерево, левкас, темпера
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%