Николай Сергеевич Пшизов (1941–1991) был одним из тех художников, кто оставил заметный след в истории культурной жизни Костромы. Он не был членом Союза художников и при жизни не получил официального признания. Его произведения свидетельствуют о независимости и творческих исканиях, профессиональном мастерстве живописца.
В 1965 году он окончил художественно-графический факультет Костромского педагогического института. В поиске новых пластических решений Николая Пшизова в студенческие годы значительную роль сыграл педагог Владимир Ильич Лытнев. Мастер заинтересовал своих студентов идеями постимпрессионистов, прежде всего Поля Сезанна и его последователей, объединения «Бубновый валет».
Они старались не повторять формальные приемы, а постигать пластический язык, подход к передаче отдельных элементов реальности как части мироздания. Это послужило основой для осознания устойчивых закономерностей цветовых сочетаний и форм, ощущения материальной предметности пространства и формирования собственного творческого подхода к изображению.
Одним из примеров работ, которые Николай Сергеевич создал в этом направлении, является натюрморт «Цветы на столе». Художник выполнил его в 1960-е годы. На первом плане он написал круглый стол, покрытый скатертью голубоватых тонов, на нем — прозрачную стеклянную вазу с тремя белыми розами. Цветы автор изобразил схематично. Ближайшая к зрителю роза напоминает многогранник. Для листьев Николай Пшизов выбрал холодной изумрудный оттенок.
На втором плане — фикус с крупными темными оливково-зелеными поникшими листьями. Форму мастер передал свободными уверенными мазками, он выполнил тонкую моделировку светотени. В натюрморте есть простота и законченность, предметы связаны между собой через пространство темного коричневого фона.
Проблема материального единства пространства волновала художника, поэтому натюрморт не ограничился изображением предметов. Благодаря фикусу на заднем плане проявился интерьер. Искусствовед Татьяна Павловна Сухарева отмечала: